Логотип

ОЧЕРЕДНОЙ МИФ ВЛАСТЕЙ ЗАКАНЧИВАЕТСЯ БАНКРОТСТВОМ

ЧЕРЕДУ ГОРЬКИХ ЦИФР, СВИДЕТЕЛЬСТВУЮЩИХ О ПОЛНОМ ПРОВАЛЕ ПУСТЫХ ДЕКЛАРАЦИЙ И ОБЕЩАНИЙ ВЛАСТЕЙ, когда реиндустриализация все больше оборачивается деиндустриализацией, продолжает официальная статистика, согласно которой, в Армении только за 1-й квартал текущего года закрылось более 3,6 тысячи хозсубъектов, в том числе из сферы малого и среднего бизнеса, не выдержавших двойного увеличения налоговой нагрузки с начала этого года.

А как еще можно охарактеризовать происходящее, если не деиндустриализацией, которая определяется как «процесс социальных и экономических изменений, вызванных снижением или полным прекращением индустриальных активностей в регионе или стране, особенно в тяжелой промышленности и в индустриальном производстве»? Другая дефиниция деиндустриализации – это «устойчивое падение доли промышленного производства в национальном доходе страны, сопровождаемое уменьшением числа занятых работников в соответствующих отраслях».

Только за последнюю неделю мы получили два негативных сообщения, как говорится, «с мест». Одна из известных столичных шоколадных фабрик, которую часто за неимением других позитивных примеров показывают на первом канале ОТА, за весь май проработала всего несколько дней, да и то в сильно усеченном составе персонала. А на швейном предприятии в Ванадзоре усилилась текучесть кадров, поскольку за месячную зарплату в 95 тысяч драмов мало кто готов вкалывать весь день, без праздников и выходных.

Мы специально обходим названия промышленных предприятий, так как описанное носит не единичный, а массовый характер, то есть типично для всей отрасли. Но если нужны названия, то показательна, к примеру, история Разданского цементного завода, озвученная недавно уже и в парламенте. Пока заместитель председателя парламентской комиссии по экономическим вопросам Бабкен Тунян на первом канале ОТА подробно рассказывает о том, почему они, якобы оберегая национальное производство, уже в десятый раз меняют госпошлину на иранский цемент и клинкер и всякий раз опаздывают, а замминистра экономики Эдгар Закарян проводит бесконечные и безрезультатные консультации с собственниками предприятий, один из двух крупнейших цемзаводов… прекратил работу. Суд по делам о банкротстве своим решением от 23-го апреля т.г. приостановил деятельность ООО «Раздан цемент корпорейшн», причем это уже второе решение о начале процедуры банкротства ЗАО «Раздан-Цемент» (первое было вынесено 4-го мая 2022 года).

КАК ИЗВЕСТНО, ПРОЦЕДУРА БАНКРОТСТВА МОЖЕТ ЗАКОНЧИТЬСЯ ДВОЯКО – более предпочтительной санацией, то есть оздоровлением хозсубъекта, либо его ликвидацией. Судя по настроению замминистра Закаряна, особых надежд на благоприятный для страны исход дела у него нет, так как, по его словам, «правительство работает над тем, чтобы (внимание! – А.А.) хотя бы вопрос с заработной платой сотрудников был решен». Кстати, в парламенте у него поинтересовались, возможно ли вхождение государства в долю предприятия и тем самым помощь правительства в его санации с тем, чтобы не потерять очередное крупное предприятие, выпускающее стратегическую продукцию, на что был дан аморфный и лишенный какой-либо конкретики ответ.

Однако в то, что правительство войдет в число акционеров завода, верится с трудом. Пашиняну не нужна головная боль, связанная со сложным и долгим процессом оздоровления проблемного промышленного объекта, пусть хоть трижды стратегического. Его не волнует судьба 400 работников цемзавода, долгое время не получающих зарплату, да еще и с мрачной перспективой пополнить ряды армии безработных в случае его ликвидации. Как известно из практики, правительство с удовольствием входит в долю только самых успешных предприятий (Зангезурский ММК, телеком-оператор «Вива», «Лидиан Армения» с ее проектом Амулсарского золоторудника), отрывая от них самые жирные куски собственности.

Между прочим, не утихают разговоры относительно судьбы и другого крупного стратегического предприятия – фольгопрокатного завода «Русал Арменал», с которого в прошлом году было уволено более 150 работников (с 629 до 472), и никаких планов открывать в ближайшие годы новые рабочие места нет. В отношении него, как и в случае с Разданским цемзаводом, ничего путного от министра экономики Геворга Папояна, кроме как «проводятся консультации» и «идут обсуждения», не услышишь. Зато министр оперативно поддержал очередные нападки своего шефа на ААЦ, опубликовав в соцсети фото коров в церкви Кобайраванк.

Между прочим, скотина, в отличие от вопросов религии, проходит именно по его ведомству, так что ему бы получше и присматривать за ней. Как не мешало бы и главе МОНКС Жанне Андреасян надлежащим образом исполнять свои обязанности, поскольку монастырский комплекс Кобайр (Кобер) внесен в государственный перечень считающихся государственной собственностью недвижимых памятников историко-культурного значения.