«Война – это мир», «Свобода – это рабство», «Невежество – сила», «Цель власти – власть», «Цель репрессий – репрессии»… К этому набору абсурда из самой известной антиутопии XX века «1984» Джорджа Оруэлла правительство Пашиняна, будучи по сути согласно с ним (набором), в XXI веке добавило свои перлы: реиндустриализация – это деиндустриализация, диверсификация – это унификация, экспорт – это реэкспорт, экономически сложные товары – это не арматура, фольга или окись молибдена, а картошка, минеральная вода и руда. И так далее в том же духе…
О фактической деиндустриализации Армении, вопреки декларациям чиновников, мы поговорили в одном из предыдущих материалов. Теперь обратимся к формуле «диверсификация – это унификация», но начнем несколько издалека.
В МИНИСТЕРСТВЕ ЭКОНОМИКИ АРМЕНИИ НА 8-м ГОДУ ПРАВЛЕНИЯ РЕЖИМА ПОДГОТОВИЛИ 5-летнюю, до 2030 года, стратегию развития экспорта, которую, подобно практически всем программам, концепциям и иным документам, принятым правительством Пашиняна, прямо сейчас смело можно назвать мертворожденной. Однако при этом реализация стратегии потребует огромных бюджетных расходов в размере 126,5 млрд драмов за 5 лет, хотя истратив из средств налогоплательщиков столь внушительную сумму, результат, как и в случае с множеством других подобных документов, скорее всего, окажется нулевым либо в лучшем случае ничтожным.
В чем же истоки появления указанной стратегии? Напомним, что в последние несколько лет внешняя торговля Армении и, в частности, экспорт, росли кратными темпами за счет так называемой «транзитной» экономики. А сегодня, когда этот внешний временный фактор почти сошел на нет, вдруг выяснилось, что без переброски чужих товаров из и в Россию Армении собственно и экспортировать-то особо нечего.
Вместе с катастрофическим обрушением промышленной индустрии стремительно покатились вниз и все внешнеэкономические показатели – в частности, «чистый» экспорт рухнул более чем на 60%! Заодно резко сократились показатели импорта (минус 46,5%) и в целом внешнеэкономической деятельности (без малого минус 53%). По-видимому, резкая смена настроения в правительстве с благодушного на несколько тревожное (особенно в предвыборный год) связана именно с вышеуказанным обстоятельством.
Постоянно и на всех углах проповедуя необходимость диверсификации экспорта, правительство к настоящему моменту добилось… обратного эффекта — его унификации. Так, плохо скрываемое намерение властей уменьшить зависимость от рынков ЕАЭС (где доминирует Россия) в пользу стран Евросоюза пока что привело к еще большей зависимости от стран евразийской интеграционной «пятерки», России.
ПО ДАННЫМ НАЦИОНАЛЬНОГО СТАТКОМИТЕТА, ЕСЛИ ЗА 1-Й КВАРТАЛ ПРОШЛОГО ГОДА ДОЛЯ ЕАЭС в структуре армянского экспорта занимала 17,9%, то за тот же период текущего года она взрывным образом возросла до 43,7%. В то же время доля ЕС, хотя также увеличилась, но в гораздо меньшей степени – с 2,8% до 7,7%. Таким образом, пресловутая диверсификация пока что привела к очевидному обратному эффекту. И это при том, что правительство, пытаясь увеличить поставки армянских товаров в Европу, снова залезло в казну государства, чтобы выплачивать из нее компенсацию импортной таможенной пошлины тем экспортерам, что обратят свои взоры в сторону рынка Евросоюза. Не помогло…
Одним из ключевых моментов выношенной в Минэкономики стратегии, судя по словам главы ведомства Геворга Папояна, является всяческое стимулирование в Армении производства так называемых экономически сложных товаров. Как неуклюже выразился министр, мы должны производить маленькие по размеру, но ценные, с высокой добавленной стоимостью, товары. Бриллианты, что ли? Так это давно уже не новость.
Между тем за более чем 7-летнее правление Пашиняна в стране не было основано ни одного значимого предприятия, выпускающего продукцию, подпадающую под характеристику Папояна. Ни одного шага не было сделано и в направлении более глубокого передела (переработки) сырья на давно существующих производствах. Как производили до Пашиняна из золотоносной руды сплав Доре с 70%-ным содержанием металла, так производим его и сегодня. Как экспортировали раньше руду и концентраты металлических (медных, молибденовых и цинковых) ископаемых, а также ферромолибден, так делаем это и сегодня. Не изменилось ровным счетом ничего.
Впрочем, нет – кое-что изменилось, но в худшую сторону. Если при прежнем правительстве из медного концентрата получали продукт с более высокой добавленной стоимостью — черновую и рафинированную медь, и делались первые шаги в направлении получения из молибденовой руды оксида молибдена, конструкций из него, а также выделения из концентрата рения и других редкоземельных элементов, то сегодня об этом даже и не помышляют.
Единственная надежда на то, что правительству Пашиняна осталось жить недолго, поэтому оно не успеет разбазарить все предусмотренные на организацию выставок и другие давно проводимые мероприятия в поддержку экспорта 126,5 млрд драмов…