О ТОМ, ЧТО ЭТА ПРОБЛЕМА ОБОСТРЯЕТСЯ, СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ ХОТЯ БЫ ТОТ ФАКТ, ЧТО ПОД ЗАПРЕТ НА ВЫВОЗ попали не только металлолом и металлические отходы, но и использованные, то есть б/у (бывшие в употреблении), изделия «секонд-хенд» (second hand – «вторая рука») из черных и цветных металлов. Регулярное продление запрета ни в коей мере нельзя считать фундаментальным решением проблемы, а лишь временной смягчающей мерой. И, кажется, правительство Пашиняна уперлось в тупик и само не знает, как поставить функционирование целой отрасли на надежную и долгосрочную основу.
Ориентироваться на ввоз в Армению металлолома или заготовок из черных и цветных металлов экономически нецелесообразно, поскольку с учетом высоких затрат на логистику изготовленная из них конечная продукция, включая стальную арматуру и другие строительные конструкции, из-за высокой себестоимости не выдержит конкуренции с импортными аналогами даже на внутреннем рынке. Тем более, что зависимость от импорта в случае стратегических товаров, как говорится, выйдет боком.
Согласно ожиданиям правительства, в ближайшие годы сталелитейные предприятия страны инвестируют в производство порядка $100 млн. Заодно приводятся бодрые данные о том, что в прошлом году по сравнению с 2021-м, когда впервые был введен запрет на экспорт металлолома, производство продукции из слитков нелегированной стали выросло в Армении в 2,3 раза, стальных труб – на 16,8%. Понятно, что эти цифры правительство Пашиняна приводит для того, чтобы убедить общественность в эффективности принимаемых им мер, но на деле это означает, что, не видя других путей коренного решения проблемы сырья, исполнительная власть лишь постоянно откладывает его, но в один момент целая отрасль может оказаться на грани развала.
Собственно правительство чуть ниже приводимых оптимистических показателей само же вдруг признает, что в силу указанных факторов «финансовое положение предприятий отрасли может ухудшиться и в конечном итоге привести к нарушениям и прекращению производственной деятельности, что, в свою очередь, увеличит зависимость от импорта».
За последние три года в отрасль уже были вложены значительные средства, в том числе иностранные инвестиции (GTB Steel, «Дзулакентрон»/«Центролит», «Эдмет», «Аске Груп», «Ташир Груп», «Аседл», Каракертский камнелитейный завод). Некоторые из этих компаний при этом предусматривают углубить обработку металла, выпуская из полученных сплавов металлопрофили, которые в настоящее время полностью импортируются.
При этом в правительстве прогнозируют уже на ближайшее время увеличение объемов использования местного металлолома черных и цветных металлов на 65-70%, в результате чего его годовое потребление возрастет до 250 тысяч тонн. Но в правительстве не дают ответа, откуда в стране возьмется (и на какое время хватит) такое количество старой сантехники, советских чугунных ванн или вышедшей из строя бытовой техники. Это вам не «разгульные» 1990-е, когда буквально по цене металлолома в ход пускались целые станки и другие изделия, в которых присутствовал черный или цветной металл…