ПРИ ИНФЛЯЦИИ ДЕНЬГИ ТЕРЯЮТ СВОЮ ПОКУПАТЕЛЬСКУЮ СПОСОБНОСТЬ, ФОРМАЛЬНО-НОМИНАЛЬНО ОСТАВАЯСЬ ТЕМИ ЖЕ, но при сниженной ценности. Иными словами, если год назад на покупку определенного набора продуктов требовалось, допустим, 1000 драмов, то сегодня – 1300. При этом при правительстве Пашиняна не существует, как во многих других странах, даже понятия индексации пенсий и зарплат, когда доходы населения механически повышаются ровно на столько, на сколько выросли цены. А так называемая ползучая инфляция тем и опасна, что на нее власти не обращают внимания и пропускают первый удар, что приводит к дальнейшим проблемам – вплоть до «нокаута» и вслед за этим резкого, но запоздалого повышения ключевой ставки.
Достаточно бегло взглянуть на свежие данные национального Статкомитета за январь-июнь этого года, чтобы убедиться: рост цен на конкретные продукты питания, в том числе первой необходимости, далеко обогнал указанный в начале средний показатель, во многих случаях ускорившись до двузначных (10% и выше) величин.
В июне абсолютным рекордсменом по росту цен стала обычная картошка, которая за год подорожала на целых 67,3% (сравните с вышеуказанной средневзвешенной инфляцией в 3,9%!), после которой чуть меньше, но все-таки ощутимо потрясали воображение цены на зеленую фасоль (рост на 51,3%), огурцы (рост на 47,7%), капусту (рост на 36,1%), помидоры (рост на 15,7%). Как и в случае овощей, двузначными темпами росли цены на такие фрукты, как яблоки (17,8%) и абрикосы (15,1%).
Вообще в Армении значительная часть потребительских расходов населения приходится на продукты питания и услуги, поэтому эти категории оказывают наибольшее влияние на общий уровень инфляции. Что творится с ценами на продукты, мы уже показали выше, а вот что касается услуг, то и в этой отрасли двузначный рост зарегистрирован в сферах транспорта, организации отдыха, дошкольного и начального образования, в парикмахерских и салонах красоты. Кроме того, инфляция в нашей стране часто подвержена влиянию импортных цен, так как Армения сильно зависит от импорта многих товаров, сколько бы лапши ни вешал на уши зарубежных коллег министр экономики Геворг Папоян.
И, кстати, о макаронных изделиях: их в июне мы покупали на 5,3% дороже, чем годом ранее. Кроме того, рыба и морепродукты подорожали на 20% (рыба «Ишхан» — на 21,8%), шоколад – на 14,8%, мороженое – на 5,2%, сливочное масло – на 14%, подсолнечное масло – на 17,5%, говядина, ягнятина и свинина – соответственно на 1,2%, 3,9% и 4,5%. На 3,9% подорожал даже хлеб, а мука – и вовсе на 7,1%. На этом фоне только ценники на яйца более или менее радуют глаз, отминусовав на 6,2%: перетрудились птицеводы, выдав на-гора перепроизводство этого товара.
ОСНОВНАЯ ПРИЧИНА РОСТА ИНФЛЯЦИИ В ТОМ, ЧТО ОБЪЕМЫ ПРОИЗВОДСТВА НЕ РАСТУТ (И ДАЖЕ ПАДАЮТ) соразмерно расходам государства. Такая ситуация складывается всякий раз, когда правительство начинает тратить больше, чем вкладывать в производство. В стране зарегистрировано внушительное падение объемов производства и экспорта, а взамен, подбадриваемое налоговыми льготами, процветает строительство, не имеющее желаемого мультипликативного эффекта.
На инфляцию свое негативное воздействие оказывает также чрезмерное увеличение объемов кредитования. Тут и та же льготная ипотека под новострой, и кредитование застройщиков, и субсидированные кредиты по целой куче неэффективных программ господдержки, и микрофинансирование под 100 с лишним процентов (об этом официальном «черном» ростовщичестве «ГА» готовит отдельный материал), и раздутое потребительское кредитование, под гнетом которого оказалось абсолютное большинство населения Армении.
Как недавно подтвердили и в фонде «Луйс», инфляция ускоряется достаточно высокими темпами. Ипотечные и потребительские кредиты населению в мае выросли на 42,7% и 37,9% соответственно, что является чрезвычайно высоким показателем, учитывая низкий рост экономической активности, заработной платы и денежных переводов из-за рубежа. «Эти события создают риски в финансовой системе, которые вызывают опасения», — справедливо отметили в фонде.