В 2024 ГОДУ СРАЗУ ПОСЛЕ НОВОГОДНИХ ПРАЗДНИКОВ НА ДОМ К ТЫСЯЧАМ ГРАЖДАН ПРИШЛИ «ПИСЬМА СЧАСТЬЯ» (они же – извещения), в которых Комитет госдоходов уведомлял их, что они имеют непогашенные налоговые обязательства, образовавшиеся от разницы в ставках подоходного налога в Армении и России, где она меньше. Речь шла о трудовых мигрантах, которые выезжали на заработки годом-двумя раньше, легально работали на чужбине и платили там налоги. Однако правительство Пашиняна, не упускающее ни единой возможности залезть в карман граждан, без всякого предупреждения внезапно решило начать применять некогда принятый закон, предполагающий уплату разницы в налогах (если в Армении он выше) еще и родной казне, хотя правительство Армении к этим заработкам не имеет ровным счетом никакого отношения.
Тем не менее, несколько добросовестных трудовых мигрантов поспешили заплатить требуемое, причем вместе со штрафами за опоздание, хотя, повторимся, сами налоговики оповестили их о внезапно возникших обязательствах спустя год-два после их возвращения в Армению, а за это время набежали еще и солидные пени. Однако абсолютное большинство трудовых мигрантов оказалось не столь послушным: в Шираке и Гегаркунике вспыхнули массовые акции протеста, в результате которых процесс был заморожен. Надо ли говорить, что это произошло в том числе и потому, что власти фактически признали свою вину – в частности, за то, что прежде не провели необходимую разъяснительную работу и не предупредили граждан о своем намерении начать применять давно принятый (и забытый!), но ни разу за все эти годы не применявшийся закон (в нашей стране бывает и такое!).
Как бы то ни было, и спустя полтора года те, кто поспешил заплатить требуемую сумму (вместе со штрафами), не могут получить свои деньги обратно, а остальные спокойно живут, так как в их отношении не применяется никакого налогового администрирования, то есть их никто не беспокоит, и штрафные санкции не применяются.
Понятно, что правительство самым явным и грубым образом нарушило принцип равенства и справедливости налогообложения, что можно было бы давно устранить двумя способами – либо вернуть деньги одним, либо потребовать их и у всех других. Однако правительство вовсе не спешит выправить искаженную ситуацию.
По положению на начало июля, как нам удалось выяснить, в правительстве склоняются к первому варианту, а именно вернуть деньги немногочисленным трудовым мигрантам, которых, возможно, можно пересчитать на пальцах одной, максимум двух рук. Однако для этого требуется принять соответствующий закон (что-то типа амнистии), проект которого наконец подготовлен Комитетом госдоходов и направлен в Минфин, который должен запустить его в обращение.
Между тем время идет, и правительственные структуры, которые, стоит Пашиняну поднять бровь или бросить косой взгляд (не говоря уже о прямом требовании), демонстрируют чудеса оперативности, в других случаях оказываются неповоротливыми и вальяжно медлительными, ведь в данном случае речь не идет об анекдотической необходимости за сутки прибрать к рукам электросети или установить огромные штрафы для безбилетников при проезде в общественном транспорте (иначе последний… «тут же остановится»). А с тем, что правительство грубо нарушило права граждан и исказило налоговое поле, можно ведь и не торопиться. Это же не обратная ситуация, когда гражданин или хозсубъект запоздает на пару дней с уплатой государству каких-либо денег и останется при этом безнаказанным! Ау, Минфин…
Не кажутся ли вам после этой истории несколько надуманными часто звучащие из уст Пашиняна, председателя Комитета госдоходов Эдуарда Акобяна, министра финансов Ваге Ованнисяна и прочих членов правительства высказывания о том, что «мы относимся к налогоплательщикам как к членам семьи» или «мы пытаемся сделать нашу налоговую структуру человекоцентричной», не говоря уже о том, что «необходимо платить налоги с тем, чтобы быть счастливым».
Сказанное лишний раз доказывает низкую эффективность и неповоротливость государственного аппарата, системы госуправления (исключая приведенные выше случаи), в условиях которых декларируемое властями стремление «изменить в Армении культуру уплаты налогов» звучит настоящим издевательством над людьми.