Логотип

КАК МИНИСТР ПАПОЯН С КУЗНЕЧИКАМИ ВОЕВАЛ

«СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО СТРАН ЕАЭС СТОИТ НА ПОРОГЕ КАЧЕСТВЕННЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ. Трансформация аграрного рынка в цифровую модель — один из инструментов для ускоренного роста сельхозпроизводства. Именно в этом направлении сосредоточены усилия Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) и национальных правительств», — заявила 4 июля министр по промышленности и агропромышленному комплексу (АПК) ЕЭК Гоар Барсегян на пленарном заседании «Всероссийского дня поля – 2025» на тему «Задачи на вырост: повышение эффективности российского растениеводства».

 Пленарное заседание «Всероссийского дня поля – 2025» Между тем обсуждаемые на заседании вопросы повышения эффективности в растениеводстве, в том числе за счет современных цифровых решений, включающих роботизацию, цифровой мониторинг и беспилотные технологии, более чем злободневно звучат и в Армении. Звучат, но, кроме деклараций Пашиняна, решения своего не находят.

 Впрочем, один пример конкретного применения новых методов аграрного хозяйствования – в частности, беспилотных технологий — в эти июльские дни мы привести можем. Жители Котайкской и Арагацотнской областей еще в июне сигнализировали властям о широком распространении в их туристических местах полчищ прожорливой саранчи, которые уничтожают овощебахчевые культуры сельчан, а заодно отпугивают туристов. Между прочим, специалисты FAO (Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН) подсчитали, что тонна саранчи в день съедает столько же, сколько 2,5 тысячи человек.

 И вот на днях на помощь сельчанам Арзакана Чаренцаванской общины Котайка отправился еще один известный «ученый-аграрник», министр экономики Армении Геворг Папоян, который лично наблюдал за уничтожением саранчи на площади в 50 гектаров, для чего Минэкономики безвозмездно предоставило указанному селу целых 120 литров ядохимикатов.

 На снимках ведомства видно, как один-единственный дрон поливает огромный зеленый массив жидкостью, а министр и сопровождающие его лица вдумчиво наблюдают за его работой. Вообще-то грамотнее проводить опрыскивание в вечерние часы, когда насекомые наиболее активны и находятся на растениях. На другом фото, размещенном на сайте Минэкономики, можно разглядеть одного кузнечика, которого удалось «положить» слаженной команде министерства. Напрашивается злонамеренный вопрос, как это называется — эффективной борьбой с вредителями или свойственной властям незамысловатой имитацией.

 Применение беспилотных технологий аграрного хозяйствования Насколько нам известно, в случае применения инсектицидов требуется распылять не меньше 150 литров жидкости на гектар. Арзакану же Минэкономики, как указывается в его сообщении, предоставило… всего 120 литров, причем с целью ликвидировать насекомых-вредителей на площади в… 50 гектаров. Более того, в сообщении ведомства указывается, что 16-го июня борьба с прожорливой тварью была развернута в Цахкадзоре и Анкаване на площади в 100 гектаров, причем и тому, и другому населенному пункту туристического назначения было выдано по… 10 литров ядохимикатов. Столько же отвели на опрыскивание зеленого массива села Бужакан в общине Наири.

НЕСЛОЖНЫЕ РАСЧЕТЫ ПОКАЗЫВАЮТ, ЧТО 10 ЛИТРОВ ХИМИКАТОВ МОГУТ ЭФФЕКТИВНО ВОЗДЕЙСТВОВАТЬ на саранчу на площади в 666 кв. метров, то есть намного меньше одного гектара, не говоря уже о целевых показателях министерства в 50 или 100 гектаров. Всего же объявляется о том, что предусмотрено осуществить воздушную борьбу с насекомыми-вредителями на общей площади в 260 гектаров! Судя по всему, показанный на снимке Минэкономики единственный пораженный кузнечик и является яркой иллюстрацией эффективности затеянной властями очередной пиар-кампании. Кстати, интересно, заметил ли несоответствие между скудными ресурсами и громадными планами Минэкономики находящийся рядом с Геворгом Папояном директор ГНКО «Центр сельскохозяйственных услуг» Гарник Ованнисян. И вообще отличают ли наши героические аграрники прожорливую саранчу от относительно безобидных кузнечиков.

Кузнечик, которого удалось «положить» слаженной команде министерстваДавайте тогда уж по примеру Китая применять для борьбы с саранчой специально обученных кур, с удовольствием поедающих этих вредителей. А в южных регионах России, к примеру, издавна известна народная забава, когда люди выходят на поля с кастрюлями, трещотками и бубенцами, поднимая невообразимый шум, который саранча терпеть не может и перелетает… на другие поля. Все лучше, чем бесполезная, только пускающая пыль в глаза имитация борьбы.

 В любом случае власти поздновато спохватились, ведь во второй половине июля личинки вредителей поднимутся на крыло, и с этого момента химическая обработка теряет смысл. Вот почему так важно своевременно обнаружить саранчу и принять меры в нужный момент, используя инсектициды на ранних стадиях развития вредителя. И для этого, помимо беспилотных технологий, не дурно бы применять другое современное решение, а именно цифровой мониторинг местоположения насекомых с помощью искусственного интеллекта. Для этого используются специальные сервисы, которые оперативно собирают информацию о местонахождении саранчи и ее яиц, обнаруженных фермерами, и передают данные аналитикам. Те в свою очередь направляют спецбригады по борьбе с вредителями или дроны с химикатами для уничтожения насекомых.