НО НЕВОЗМОЖНО УМОЛЧАТЬ: КАК-ТО НЕ СОВСЕМ УБЕДИТЕЛЬНЫМ ВЫГЛЯДИТ УТВЕРЖДЕНИЕ МИНИСТРА о том, что приток российских туристов носил временный характер на фоне последних данных статистического комитета. Так, в январе-марте текущего года, по сравнению с тем же периодом прошлого года, количество посетивших Армению туристов из РФ выросло на 8,4%. И это при том, что общий турприток в РА сократился на 11,3%. Да, существенный спад этого показателя в прошлом году был отмечен. Но уже в текущем году турпоток из РФ вновь стал расти и нельзя с уверенностью сказать, рост или спад был временным.
Впрочем, заявление другого министра – министра экономики, по теме туризма и российского фактора в нем, заслуживают, пожалуй, большего внимания. В ходе тех же обсуждений отчета по выполнению прошлогоднего бюджета в парламенте, Геворг Папоян отметил, что в 2024 году в Армении было зарегистрировано существенное снижение притока туристов из ЕАЭС, но этот спад компенсировался за счет значительного роста туристов из стран Ближнего Востока, Западной Европы, Китая и США. По его словам доля российских туристов в общем турпотоке снизилась с прежних 50% до 39% в прошлом году. Он подчеркнул, что благодаря этой компенсации уровень снижения турпотока за прошедший год в Армению составил всего 4,6%.
Фактически министр констатирует, что в прошлом году произошла диверсификация турпотоков. Но судя по всему, именно она (диверсификация) носила временный характер.
Прежде всего стоит отметить несоответствие показателей, представленных министром, с теми, которые публикуются статистическим комитетом. По данным последнего, удельный вес российских туристов в общем турпотоке в прошлом году составил не 39%, как утверждает министр, а 42%. Более того, как выясняется, этот показатель имеет тенденцию роста. Опять же сошлемся на свежие данные статистического комитета, согласно которым в первом квартале текущего года доля туристов из РФ в общем турпотоке увеличилась по сравнению с тем же периодом прошлого года с 44,1% до 45,7%. Фактически, прошлогодний спад количества туристов из РФ компенсируется самими же российскими туристами в текущем году. И это называется диверсификацией?
Особого внимания в контексте диверсификации турпотоков в Армению заслуживает еще один показатель. По данным за первый квартал текущего года, наибольший рост количества туристических визитов в Армению зафиксирован… Нет, не из стран Ближнего Востока, не из стран Западной Европы, не из Китая и США. Напомню, именно эти направления, по версии министра экономики, должны компенсировать спад интереса к Армении со стороны российских туристов. Так вот, самым впечатляющим оказался рост числа посетивших Армению туристов из Турции. В январе-марте текущего года по сравнению с тем же периодом 2024-го приток в Армению туристов из Турции вырос в 2,2 раза. И это на фоне сокращения туристических потоков, например, из США и ЕС.
Как бы то ни было, но очевидно, что, несмотря на потуги армянского правительства по минимизации российского влияния на те или иные сферы армянской экономики, по факту это влияние не сокращается, местами даже растет. Пресловутая диверсификация, о которой постоянно, по поводу и без повода вспоминают армянские чиновники, работает с обратным эффектом, а все идеи по компенсации российского фактора альтернативными терпят фиаско…