В НЕОЛИТИЧЕСКИХ СЕЛЕНИЯХ АРАТАШЕН И АКНАШЕН В АРАРАТСКОЙ ДОЛИНЕ археоботаники нашли обугленные зерна голозерного ячменя, двузернянки, полбы и мягкой пшеницы. Возраст — около 6000 г. до н.э., что делает эти образцы одними из самих ранних на Ближнем Востоке. Эти же сорта встречаются в культурном слое крепостей Урарту VIII—VI вв. до н.э., что указывает на глубокие традиции земледелия.
В аккадском эпосе о походе Саргона Аккадского (4100 г. до н.э.) описывается, как после победы герой привез домой «яблоню, фигу, самшит и урзинну-дерево». Еще одним («вещественным») доказательством древних традиций стала винодельня Арени-1 (4100 г. до н.э.). Это целый комплекс: глиняный пресс-бассейн, ферментационный чан, емкости для хранения и сотни виноградных косточек.
Не только зерно и вино расходились отсюда в соседние страны, но и армянский обсидиан перевозили на далекие расстояния, о чем свидетельствуют находки на юге нынешней Турции.
Культурное единство отражается не только в вещах, но и в топонимах. Корень каr/car («камень») встречается от армянского слова до названий Карст, Караванк и Карпаты. Лингвисты относят его к слою, который предшествовал индоевропейским языкам или формировался с их ранней экспансией.
Таким образом, данные археологии, ботаники, лингвистики и даже геохимии складываются в единую картину. Армянское нагорье не было периферией ближневосточной цивилизации, а напротив — одним из ее генераторов. От выращивания ранних форм пшеницы и ячменя до изобретения виноделия и дальних торговых экспедиций — все это происходило здесь тысячелетиями, формируя не только экономические, но и языковые, культурные ландшафты, отголоски которых слышны в мире до сих пор.
Подготовил А. ТОВМАСЯН с сайта Армянского музея Москвы и культуры наций