Логотип

ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЙ ИИ-ЦЕНТР – ГАРАНТ БЕЗОПАСНОСТИ И БУДУЩЕГО?

КАК ПРИЗНАЛСЯ МИНИСТР ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ МХИТАР АЙРАПЕТЯН, на сегодня даже нет решения о формате участия Армении в реализации этого проекта (ограничится ли это участие выделением земельного участка или предоставлением необходимых для работы центра 100 МВт?), а Пашинян уже сделал далеко идущие выводы, очертив в очередной раз грандиозные перспективы нашей страны. На деле Firebird закупит у Nvidia передовые компьютеры графического дизайна, установит их в Армении, что позволит пользоваться ими, в том числе «облачными» технологиями, для разнообразных исследований и вычислений.

 Министр подчеркнул, что, хотя в международных документах подобные технологические проекты именуются «AI factory» («завод ИИ»), заводами в классическом понимании они не являются, то есть ничего, в том числе чипы или процессоры, не производят, а всего лишь предоставляют услуги вычислительного центра с применением искусственного интеллекта и на основе графических процессоров.

 Но вернемся к оценкам Пашиняна по поводу указанного мегапроекта. Во-первых, он пришел к выводу, что «апага ка» («будущее есть»), а во-вторых, исходя из обещанных крупных инвестиций, решил, что в мире нет более безопасного места, чем Армения.

 Однако тут имеется один немаловажный нюанс, заключающийся в том, что среди инвесторов присутствуют наши зарубежные соотечественники, в том числе сооснователь американской компании Moderna Нубар Афеян, вице-президент Nvidia Рев Лебаредян и предприниматель Размик Овакимян, которые несколько иначе оценивают риски безопасности, когда дело касается исторической родины. Иными словами, в их инициативах в Армении всегда присутствует элемент патриотизма и эмоционального отношения, а не исключительно деловой подход. Достаточно вспомнить того же Вардана Сирмакеша из Швейцарии и других наших предпринимателей-соотечественников, которые, так сказать, по полной в свое время вложились в Арцахе и все потеряли. Предпринимателей неармянского происхождения, руководствующихся при вложении инвестиций сугубо трезвым расчетом, в Арцахе, как известно, никогда замечено не было.

 А БЕЗ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ НАШЕЙ ДИАСПОРЫ, КАК СКАЗАЛ МХИТАР АЙРАПЕТЯН, такая крупная инфраструктурная инвестиция вряд ли вообще была бы возможна. Причем, как министр, так и главный уполномоченный по делам диаспоры Заре Синанян постарались представить этот факт как идеальное и самое эффективное проявление взаимодействия Армении и диаспоры. В частности, Синанян заявил, что мерить эти отношения нужно именно по таким делам, а не по количеству денег, которые они в благотворительных целях перечисляют в Общеармянский фонд «Айастан».

 Понятно, что уполномоченный постарался использовать удобный случай для оправдания угасшего интереса представителей армянских общин за рубежом к названному фонду, солидные перечисления в который сошли на нет вместе со сданным Пашиняном Арцахом. А вообще создалось впечатление, что в правительстве, как говорится, принялись загодя активно «делить шкуру неубитого медведя».

 Не будем также забывать, что год назад, а точнее, 29-го мая в Армении, в городе Абовян, уже создан прецедент открытия крупнейшего на тот момент коммерческого дата-центра с теми же облачными сервисами со стороны телекоммуникационной компании Ovio (бывший «Ростелеком Армения»). Конечно, в случае реализации мегапроекта Firebird/Nvidia он будет уступать ему по мощности. Тем не менее, центр обработки данных Ovio функционально схож с новым проектом и так же обеспечивает обработку, безопасное хранение и резервирование цифровой информации для бизнеса и госучреждений, что позволяет им сэкономить огромные суммы денег на приобретение дорогостоящего оборудования и его обслуживание.