ДЕПУТАТ ПАРЛАМЕНТА АРЦАХА ВАГРАМ БАЛАЯН СЧИТАЕТ, ЧТО ПОСЛЕ ВООРУЖЕННОЙ АГРЕССИИ АЗЕРБАЙДЖАНА 2023 ГОДА и полной оккупации Нагорного Карабаха с изгнанием народа из его родины, мир в целом стал развиваться по более негативному и опасному сценарию.
«После войны 2023 года у меня сложилось впечатление, что мир погрузился в еще более глубокий кризис: события на Ближнем Востоке, эскалация ситуации на украинском фронте. Одно связано с другим. Например, Иран лишился 200-километровой приаракскинской зоны, которая была для него зоной безопасности. Сегодня у Ирана ее нет, и это удобный плацдарм, который использовался для удара по Ирану. Россия также имела влияние в этом регионе благодаря Арцаху, это общеизвестный факт. Сегодня армянского Арцаха нет, и влияние России в Закавказье значительно ослабло, зато усилилось влияние Турции. То есть баланс изменился, и в результате мы видим новые горячие точки в регионе», – заявил депутат в интервью step1.am.
В то же время, по утверждению арцахского парламентария, многие акторы заинтересованы в закавказском регионе, и «есть страны, которые нуждаются в арцахских армянах, потому что без армян Арцаха в регионе многое изменилось».
Однако помимо чисто прагматического интереса, международное сообщество должно четко понимать, что окончательное уничтожение существовавшей тысячелетиями национально-культурной общности Арцаха, «растворение» его в авторитарном, не признающем общечеловеческие нормы Азербайджане, станет не только признанием преступления против человечности, совершенного бакинским военно-политическим режимом в тандеме с турецкими властями, но и величайшим цивилизационным позором для всего человечества, переступившего через идеалы гуманизма и нормы международного права, базовые представления о человечности и справедливости.
Для армян Арцаха жизнь на своей исконной родине – это вопрос экзистенциальный, вопрос существования национально-культурной общности с ее историческим наследием многочисленными архитектурными и иными памятниками древней армянской культуры. Однако о каком возвращении и восстановлении прав в целом может идти речь, когда бакинские вандалы средь бела дня целенаправленно и безнаказанно разрушают духовно-культурное наследие древнего армянского края, символы христианства и провозглашенной в соответствии с основополагающими международными принципами государственности Арцаха, а разграбленные дома армян заселяются азербайджанцами, большинство из которых не имеют какого-либо отношения к Карабаху…
Цивилизованный мир должен понимать, что коллективное и безопасное, закрепленное четкими международными гарантиями возвращение народа Арцаха на родину может не только стать залогом установления настоящего, стабильного и продолжительного мира в регионе, но и первым серьезным шагом на пути восстановления сильно пошатнувшегося в последние годы нравственного миропорядка и системы международного права. Но вопрос подлинных гарантий невозможно решить холостыми, ничего не стоящими призывами к властям Азербайджана «обеспечить безопасное возвращение армянского населения в Нагорный Карабах» в расчете на милость алиевского режима, так как деструктивная политика Баку в карабахском вопросе не претерпела каких-либо изменений. И в этом плане выглядят малоперспективными также предложения о «необходимости создания условий для открытого диалога между Азербайджаном и армянским населением Карабаха» депутатов парламента Швейцарии, открывших платформу в поддержку возвращения армян Карабаха на историческую родину
НЕ К МИЛОСТИ КРОВАВОГО ДИКТАТОРА, СЧИТАЮЩЕГО КАРАБАХСКИЙ ВОПРОС «ВНУТРЕННИМ ДЕЛОМ» АЗЕРБАЙДЖАНА, должны взывать призванные защищать международное право европейские структуры и мировые геополитические центры, а выполнять свою непосредственную обязанность – создать реальные механизмы возвращения в свои дома коренного населения Нагорного Карабаха с обеспечением настоящей и долгосрочной безопасности. Совершенно очевидно, что без сочетания призывов к оккупанту с реальным политическим давлением и принуждением дело не двинется с места.
Впрочем, выдвигать требования к мировым центрам, а самим бездействовать – дело контрпродуктивное. Депутат нескольких созывов Национального собрания Нагорно-Карабахской Республики, экс-министр образования, культуры, молодежи и спорта НКР, бывший советник президента НКР, историк Армен Саркисян считает, что коллективное возвращение в Арцах вполне реально, если армянские профессионалы и патриоты будут правильно сотрудничать и осуществлять необходимую политику.
«Уверен, что, создав соответствующий всеармянский механизм вокруг Арцаха, мы обеспечим пробуждение армянского народа и объединение вокруг Арцаха», – утверждает Армен Саркисян, считая, что основным механизмом осуществления коллективного возвращения на родину и возрождения Арцаха должно стать общеармянское пробуждение.
По словам же вышеупомянутого арцахского депутата Ваграма Балаяна, «понимая, что независимо от того, справедливы ли требования, многие вопросы решаются с позиции силы, необходимо быть готовыми к возможному развитию событий в ближайшем будущем… занять такую позицию, чтобы найти свое место и продвигать свои интересы, действуя проактивно».
«В решениях и резолюциях Международного уголовного суда, а также международных структур и структур Европейского Союза прослеживаются оценки того, что Азербайджан совершил акты геноцида в отношении Арцаха, и что люди, тысячелетиями проживавшие на своей родине, были насильственно перемещены. И теперь, когда этот факт зафиксирован, они считают, что народ имеет право вернуться на родину», – сказал депутат, добавив, что «самое главное – стараться поддерживать арцахскую проблему «горячей», вести обсуждения с различными странами и международными структурами, максимально отстаивая свои интересы».
Решение вопроса гарантированного возвращения арцахцев на родину невозможно без серьезного международного присутствия там и конкретного политического статуса края. Иными словами, подлинное возвращение возможно только в свободный самоуправляемый Арцах, наделенный соответствующим международным статусом и многослойной системой настоящих гарантий, обеспечение которых требует кропотливого труда и обдуманных, четко выверенных действий, но главное – твердой конструктивной политической воли сторон конфликта и соответствующих международных акторов.