Логотип

НА СТАРТЕ МАРАФОНСКОГО ЗАБЕГА

НО НЕВОЗМОЖНО УМОЛЧАТЬ: ВРЯД ЛИ СТОРОННИКАМ ЕВРОИНТЕГРАЦИИ АРМЕНИИ ТАКИЕ ПРОГНОЗЫ ОКАЗАЛИСЬ ПО ДУШЕ. 20-летний горизонт планирования или прогнозирования явно не то, что они хотели бы услышать. Да и с  учетом  нынешней турбулентности в мире никто не знает, каким будет Евросоюз не то, что 20 лет спустя, а даже через 5 лет.

Однако, в данном случае речь о другом. Вот Пашинян утверждает, что есть два сценария. Один – вступит Армения в ЕС, второй – на пути в ЕС страна будет работать над собой с тем, чтобы соответствовать критериям ЕС, и достигнет европейских стандартов. Тут вспоминается бородатый анекдот. «Армянское радио спрашивают, о чем думает старый петух, бегущий за курицей? Ответ: Не догоню, хоть согреюсь». Так вот, предлагается думать, что если и не войдет Армения в ЕС, так хоть достигнет евростандартов. Скажем прямо, не особо заманчивая польза. Тем более, если учесть возможный вред в процессе получения такой пользы.

В этой простой формуле есть один маленький нюанс: а сможет ли выжить Армения пока будет достигать евростандартов или вступит в ЕС? Выдержит ли ее социально-экономическое здоровье такой марафонский забег, старт которому, по сути, уже дан? Все риски сейчас представлять не будем. Обратим внимание лишь на некоторые из них, связанные с отдалением от основного торгово-экономического партнера в лице России.

О том, что во внешней торговле Армении Россия занимает определяющее место, известно давно. Тем не менее, к этой теме имеет смысл обратиться вновь. По данным за прошлый год, внешний торговый оборот Армении составил 30 миллиардов долларов. Для сравнения отметим, что в Грузии этот показатель составил 23 миллиарда долларов, а в Азербайджане – 47 миллиардов. А у нас, повторюсь, 30 миллиардов. Это при том, что в отличие от Грузии и Азербайджана Армения по сей день пребывает в транспортной блокаде, не имеет выхода к морю, не обладает нефтью, газом. Согласно официальной статистике, из 30-миллиардного внешнеторгового оборота Армении в прошлом году 42,2% приходится именно на долю России. То есть, чуть меньше половины всего армянского экспорта и импорта привязано к РФ. Связь, по сути, безальтернативная. И вот почему. Еще пару лет назад правительство Армении взяло курс на диверсификацию внешней торговли, однако добилось противоположного результата. Если в 2022 году доля РФ во внешней торговли Армении составляла 35%, то за эти годы она (доля) увеличилась до 42,2%.

Следующим параметром, на который необходимо обратить внимание в данном контексте, является туризм. В прошлом году Армению посетило 2,2 миллиона туристов, 42,5% из которых – граждане РФ.

Еще один параметр – объем частных трансфертов. В прошлом году приток трансфертов в Армению из РФ составил 3,8 миллиарда долларов, а отток – 688 миллионов. То есть чистый приток превысил 3,1 миллиарда.

Есть еще куча аналогичных показателей, свидетельствующих о колоссальном объеме участия РФ в социально-экономической жизни Армении сегодня. И именно на этом фоне Ереван дает старт процессу интеграции в ЕС – в лагерь противника своего основного торгово-экономического партнера – России. Более того, теперь выясняется, что вступление в ЕС Армении светит лет через 20. И то не факт, что светит. Но ничего, зато 20 лет страна будет приближаться к евростандартам.

И тут возникает резонный вопрос: как будет выживать экономика Армении в течение этих 20 лет? Та экономика, которая сегодня принципиально зависит от России. Вопрос, разумеется, риторический…