В ЕВРОПЕ ПЕРВЫЕ ОБРАЗЦЫ БЫЛИ ЗАФИКСИРОВАНЫ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ ЦЕРКВЕЙ В X ВЕКЕ. Огромные стеклянные окна с изображениями Христа и персонажей Библии начали появляться в окнах французских и немецких церквей.
В готический период XII века соборы в Европе создают большие и сложные композиции из стекла. На большинстве из них изображены сцены религиозной и бытовой жизни. Первой витраж использовала готическая церковь Эбут Шугер аббатства Сен-Дени.
В эпоху Возрождения витражное искусство процветало. Изображения на картинах в данный период выходят за рамки библейских, они уже не только в церквах, но и украшают многие дома и учреждения. Также использовался особый метод выскабливания по специально покрашенному разноцветному стеклу.
Современные мастера при изготовлении стекол зачастую специально добиваются подобных результатов, но уже полностью контролируя процесс. Технологии изготовления витражных стекол с годами развивались и становились более прогрессивными. В XIX столетии в искусстве возник новый стиль – модерн, а вместе с ним и новая технология изготовления витражей. Классическая технология производства с ее недостатками теперь уступала место более передовому и удобному способу, изобретенному художником и дизайнером Луисом Тиффани.
До Тифлиса витражное искусство дошло в XIX столетии. Корр.»ГА» прогулялся по старым улочкам грузинской столицы, слушая удивительные рассказы архитектора Тенгиза Купарадзе. «Особым шиком считались витражные потолки в парадной. Помимо следования европейской моде, они имели еще и практическое назначение,- cказал Т. Купарадзе.- В парадной до поздней ночи бывало светло. Люди старались сэкономить электроэнергию. Таких домов в Тбилиси осталось немало. Отмечу, что авторами витражных шедевров были в основном армянские мастера.
Один из наиболее известных — витражный потолок особняка предпринимателя Бозарджянца на улице Чонкадзе. В 1915 году трехэтажный особняк получил специальную архитектурную премию конкурса, организованного мэрией за лучший фасад. Творение известного архитектора Михаила Огаджанова, получившее серебряную медаль за лучший фасад, впечатляет, в первую очередь, своими внушительными размером и формами. Ну и, конечно же, изысканной отделкой, лишенной вычурности и излишеств.
Вот только находится он сегодня в плачевном состоянии. Одетый в стальные леса для разъезжающихся от времени и грунтовых вод стен, он доживает отмеренный остаток жизни. Витражный потолок здесь сохранился на удивление целым и невредимым в отличие от многих других домов, где цветные стекла с течением времени заменили на обыкновенные, объясняя это дороговизной».
КРАСИВЫЙ ВИТРАЖ ЕСТЬ И В ДРУГОМ, НЕ МЕНЕЕ ЗНАМЕНИТОМ СТРОЕНИИ. Этот дом судьи Маркоса Долуханова, что на улице Кикодзе (бывшей Паскевича), чем-то напоминает застывшую в танце балерину, выделывающую фуэте.
В Сололаки еще один дом с витражным стеклом принадлежал врачу Александру Магакяну, который лечил желудочно-кишечные заболевания и занимался также педиатрией. Сохранившееся стекло вызывает приятное удивление. В лихие 90-е многие парадные исторических домов подвергались разбойным набегам. Уносили все, что можно. А вот витраж у входа в дом Магакянов каким-то чудом уцелел.
К числу уцелевших принадлежит дом на улице Мазниашвили в районе Чугурети. Жемчужина находится на стыке улиц Мазниашвили и Ниношвили. Дом с чудесными эркерами некогда принадлежал Валериану Мелкумову. Сложно описать это деревянное чудо: проще потрогать, почувствовать, услышать».
«Самый знаменитый дом с витражами находится в старейшем тбилисском районе Вифлеем,- продолжил Т. Купарадзе.- Можно даже сказать, что это самый раскрученный Вифлеемский бренд. Но чтобы попасть в него, следует идти в Вифлеемский квартал другой дорогой. Не по лестницам, которые идут от Вифлеемского подъема, а от Хлебной площади по Вифлеемской улице.
Тбилисские власти, как зеницу ока, охраняют старинные здания. В центре города категорически запрещено строительство новых домов».
… Дома с витражами сегодня выглядят как счастливый день из детства. В них и тихая грусть, и громкая радость, и счастье первой любви, и обида разочарований. Но они удивительным образом роднят с прошлым, даря и новым поколениям шедевры витражного искусства.