Логотип

ЧТО ЖДЕТ «ВЕЛИКОЛЕПНУЮ СЕМЕРКУ» ЕАБР В 2025-2027 ГОДАХ

В ЦЕЛОМ, СОГЛАСНО ИССЛЕДОВАНИЮ, «ВЕЛИКОЛЕПНАЯ СЕМЕРКА» СТРАН ЕАБР УСПЕШНО СПРАВЛЯЕТСЯ с внешнеэкономическими вызовами. В 2025 году ВВП стран-участниц банка достигнет $3 трлн, увеличившись в 1,5 раза с 2019 года. Несмотря на сохраняющуюся внешнюю неопределенность, экономики региона демонстрируют устойчивую динамику, опираясь на внутренний спрос, инвестиции в инфраструктуру и экспорт. Но это именно «в целом»…

И хотя руководитель Дирекции по аналитической работе ЕАБР Алексей Кузнецов с оптимизмом ожидает от «великолепной семерки» новых экономических рекордов, вряд ли это относится к Армении, которая вместе с нейтрализацией благоприятных внешних факторов последних 2-3-х лет, как дипломатично выражаются чиновники и аналитики, «вернется к траектории сбалансированного роста». Если человеческим, а не экономико-дипломатическим языком, то это по сути означает падение прежних высоких и, в частности, двузначных показателей, достигнутых, так сказать, не на собственной базе и внутреннем потенциале.

Некогда лидер в регионе по темпам экономического роста, Армения, по мнению аналитиков ЕАБР, в 2025 году может рассчитывать только на 5,5% прироста (столько же прогнозируется в Казахстане), что выше аналогичных показателей только в находящихся в тисках западных санкций России (2%) и Беларуси (3%). Безусловным лидером в этом отношении, согласно прогнозу, станет Кыргызстан (10,3%), вслед за которым идут Таджикистан (8,4%) и Узбекистан (6,5%). На 2026 год прогноз по Армении экономического прироста составляет 5,3%, а на 2027-й – ровно 5%.

Впрочем, Армения по одному показателю на фоне других все-таки выглядит предпочтительней. Инфляция в нашей стране прогнозируется вблизи целевого интервала Центрального банка РА (3% плюс-минус 1%) на всем прогнозном горизонте и на конец 2025 года составит 3,1%, что ниже, чем в других странах-участницах ЕАБР. Ставка рефинансирования ЦБ РА также не претерпит существенных изменений, оставаясь вблизи нынешней – 6,75%.

По словам старшего аналитика Центра странового анализа ЕАБР Антона Долговечного, из-за нейтрализации фактора переработки драгметаллов в Армении отмечается промышленный спад (как, кстати, и в Беларуси, но по другим причинам). Аналитик полагает, что указанный экономический рост в нашей стране будет поддерживаться внутренним спросом в качестве главного двигателя.

ДАВАЯ АРМЕНИИ НА ТЕКУЩИЙ ГОД 5,5% ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРИРОСТА, что, кстати, выше заложенного в госбюджет страны показателя (5,1%), А. Долговечный основывается на том обстоятельстве, что «в 1-м квартале этого года, когда внешние факторы уже ушли, рост ВВП составил 5,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года». Кроме того, на четверть увеличились объемы как кредитования, так и денежных переводов. И наконец, Минфин РА расширил дефицит госбюджета с 3,7% до 5,5%, что также поддержит внутренний спрос, хотя, на наш взгляд, это довольно рискованное решение. Неслучайно, что министр финансов Ваге Ованнисян заявил о намерении постепенно снижать дефицит бюджета, доведя его к 2030 году до 1%.

Среднегодовой обменный курс драма в текущем году ожидается на уровне предыдущего года — 392 драма за доллар. Поддержку курсу окажет рост поступлений от экспорта туристических услуг и восстановление уровня притока денежных переводов. Заметим, что количество прибывающих в нашу страну туристов пока что не внушает такого оптимизма, находясь уже несколько месяцев в спаде. В 2026-27 годах валютный курс нацвалюты, по мнению аналитиков ЕАБР, существенно не изменится, слегка перейдя отметку в 400 драмов за доллар США (402 драма в 2026-м и 403 – в 2027 гг.).

И в заключение руководитель Центра странового анализа Дирекции по аналитической работе ЕАБР Артур Шарафутдинов поделился видением ключевых тенденций в мировой экономике и их влиянием на Евразийский регион. Рост глобальной экономики замедлится до 3% в 2025 году с 3,3% в 2023-2024 годах. Повышение неопределенности на фоне тарифной политики США и негативные структурные факторы окажут сдерживающее влияние на экономическую активность в мире. Новым фактором замедления станут тарифные барьеры, которые могут вернуться к уровням… (отточие наше. – А.А.) почти 90-летней давности. Снижение потребительской уверенности и ожиданий бизнеса замедлят деловую активность в американской экономике, где ВВП вырастет на 1,4% в 2025 году после увеличения на 2,8% в 2024 году. В еврозоне в текущем году сохранятся слабые темпы экономического роста — около 0,6% после 0,9% годом ранее. Ослабление спроса на внешних рынках из-за торговых конфликтов ограничит возможности роста экономики. Рост китайской экономики сохранится вблизи целевых 5% в 2025 году за счет продолжения политики стимулирования внутреннего спроса.