СРАЗУ СООБЩУ, ЧТО В ДЕРЕВНЕ ВОСКЕВАН УКРУПНЕННОЙ ОБЩИНЫ НОЕМБЕРЯН ПОД ВЫВЕСКОЙ ДЕЛИМИТАЦИИ земли Баганис-Айрум были переданы Азербайджану. В итоге жители Воскевана лишились пастбищ, граница вплотную приблизилась к деревне. При этом Воскеван оказался вне программы государственного содействия и кредитования строительства частных домов. Для сравнения: деревня Гомк в Вайоц дзоре не является приграничной, однако ее жители пользуются этой программой…
В Тавушском марзе по этой программе построены дома, однако есть достоверные сведения, что пользователями программы, в том числе, выступили люди, которые не имеют никакого отношения к приграничным деревням. К примеру, жители деревни Сариглух укрупненной общины Иджеван сообщают о 5 домах, которые построили в их деревне жители Еревана. Местные жители новых домовладельцев не знают.
При этом в Сариглух есть 4 семьи, которые не воспользовались этой программой, хотя ни один из членов этих семей не имеет крыши над головой. В их числе семья военнослужащего-контрактника, который многие годы защищал границы родного села. Причиной стала плохая кредитная история. На сегодняшний день Служба судебных приставов грозится взыскать с этой бездомной семьи 800 тыс. драмов.
В приграничной деревне Воскепар общины Ноемберян этой программой тоже не смогли воспользоваться самые незащищенные слои населения. Когда неимущие жители общины обратились к местной власти, чтобы им выделили землю под застройку, то получили отказ. Власть сослалась на то, что назначение земель может изменить только правительство, а принадлежащие общине земли либо числятся как посевные территории, либо как пастбища.
Еще одна причина провала программы по строительству жилья в приграничных деревнях заключается в бюрократической волоките. Для того, чтобы приступить к строительству собственного дома, необходимо пройти весьма затратную процедуру кадастровой и нотариальной регистрации документов. Эта процедура, как правило, обходится в 500-600 тыс. драмов. Большинство крестьянских семей не желают включаться в эту волокиту.
Напомню, что на старте программы правящая верхушка говорила о значении приграничных деревень, между тем количество мертвых деревень продолжает расти и уже приблизилось к отметке 150 по всей стране. Львиную долю составляют приграничные деревни, призванные служить тылом для армянских пограничников, которые несут службу на горных позициях.