НО НЕВОЗМОЖНО УМОЛЧАТЬ: КАК ПОВЛИЯЕТ РАБОЧИЙ ЗАВТРАК НА ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ правительством Армении и Американской торговой палатой, покажет время. В данном случае интересно другое. Дело в том, что обсуждался, в частности, вопрос стимулирования инвестиций именно в тот период, когда правительство Армении во главе с Пашиняном, инициирует процесс дестимулирования иностранных капиталовложений в экономику Армении. Речь идет о намерении экспроприации ЗАО «Электрические сети Армении», о прошедших в эти дни проверках и приостановке деятельности ряда объектов общепита сети «Ташир пицца». В общем, речь идет об откровенном давлении на бизнес миллиардера Самвела Карапетяна, ставшем следствием того, что бизнесмен заступился за ААЦ.
Подробно останавливаться на этой истории не будем, на ее политический подоплеке, нравственной стороне вопроса. Тем более, что сам Самвел Карапетян, находящийся сегодня под арестом, регулярно посредством своих адвокатов публикует тексты, призванные донести до общественности его позицию по ряду ключевых для Армении и армянского народа вопросов. В данном случае, пожалуй, обратим внимание на неизбежные тяжкие экономические последствия беспрецедентного давления власти на бизнесмена. Причем за инакомыслие и веру.
Вне всяких сомнений: действия против Самвела Карапетяна и предпринимаемые шаги в отношении его активов в Армении могут стать сигналом тревоги не только для армянского бизнеса, но и иностранного. Уж точно большинство предпринимателей из зарубежной армянской диаспоры сделают выводы относительно небезопасности их капитала в экономике Армении. Это значит, что приток новых инвестиций остановится, а уже вложенный капитал будет уходить. Необязательно, хлопнув дверью, необязательно публично ссорясь с правительством Армении. Могут уходить тихо, без привлечения внимания к себе. В любом случае при такой непредсказуемости поведения правительства, при таком правовом произволе, которые наблюдается сегодня, капитал будет испытывать явный дискомфорт. Сказанное касается и тех иностранных инвесторов, особенно потенциальных, которые не являются представителями армянской диаспоры.
Так или иначе, но события вокруг Самвела Карапетяна нанесли колоссальный ущерб инвестиционной репутации Армении в мировом масштабе с учетом масштаба самого Карапетяна. А реализация идеи отобрать у бизнесмена его активы, в частности ЗАО «Электрические сети Армении», вообще может забить последний гвоздь в гроб инвестиционной привлекательности страны.
И это при условии, что еще до упомянутых событий особой привлекательностью инвестиционный климат Армении не отличался. По крайней мере в прошлом году чистый поток общих иностранных инвестиций в реальный сектор экономики по сравнению с предыдущим годом сократился в 2,6 раза, а чистый поток прямых иностранных инвестиций сократился в 2,2 раза. И вот на фоне этих тенденций правительство разворачивает кампанию против одного из крупнейших инвесторов.
В этой ситуации просто нелепыми выглядят разговоры о привлечении иностранных инвестиций в страну, власть которой абсолютно непредсказуема в своих действиях в отношении, в частности, бизнеса…