Если верить официальной статистике, в прошлом году объемы жилищного строительства в Армении выросли на 37% по сравнению с годом предыдущим. Если же просто посмотреть на центр столицы, то к сказанному можно смело добавить следующее: почти вся застройка, в частности столицы, велась и ведется в секторе жилья. Сданы в эксплуатацию и строятся десятки новых высотных зданий, сотни квартир, тысячи квадратных метров жилплощади. Ситуация, согласитесь, более чем отрадная. Но. . . В то же время она не менее курьезная. Ведь по сути ни один из этих квадратных метров ни на миллиметр не приближает решение проблемы жилищного обеспечения населения. Наоборот, нередко даже отдаляет. Сумасшедшими темпами строится и сдается жилье исключительно, как сейчас принято говорить, престижное, предназначенное для 10-20% населения страны. Для тех, кто жильем и без того обеспечен и кто абсолютно не стеснен в средствах. Для тех, кто считает себя элитой. Для остальных же "неэлитных" граждан путь к решению квартирного вопроса надежно перекрыт государственной политикой в этой сфере. Вернее, ее полнейшим отсутствием.
Начавшийся несколько лет назад строительный бум по идее должен был решить две весьма серьезные проблемы государственного масштаба. С одной стороны, строительная сфера могла бы значительно обогатить государственную казну с учетом того, что отрасль привлекла колоссальные инвестиции. Да и сама застройка превратилась в один из наиболее прибыльных, точнее, сверхприбыльных видов бизнеса. С другой стороны, при таких темпах жилищного строительства государство вполне могло бы рассчитывать на полное решение вопроса жилищного обеспечения своих граждан в самом обозримом будущем. Увы, ни того ни другого не произошло.
Несовершенное налоговое законодательство страны фактически обделило своим вниманием эту более чем перспективную с точки зрения налогообложения сферу. Достаточно сказать, что вплоть до нынешнего года владельцы новостроек фактически были освобождены от таких видов налога, как НДС или налог на прибыль. Впрочем, учитывая то, чьи и какие деньги крутились в отрасли, неудивительно, что оказалась она в своеобразной офшорной зоне. Кроме того, почему-то государство в лице ряда ответственных чиновников усмотрело и продолжает видеть в жилищном строительстве исключительно бизнес-составляющую, а отнюдь не средство решения проблемы обеспечения населения жильем. Складывается впечатление, что этот вопрос нашим госмужам вообще, как говорится, по барабану. А если еще и вспомнить скандальные и позорные эпизоды, связанные с освоением площадей под застройку в центре Еревана, то станет очевидно, что сегодня правительство и вовсе готово выбрасывать людей на улицу, плодить бомжей, лишь бы угодить запросам бизнесменов-застройщиков.
Многим может показаться, что сегодня в Армении вопрос жилищного обеспечения стоит не так уж и остро. Мол, проблема, конечно, существует, но не стоит ее утрировать. Да, действительно, о колоссальном количестве бездомных или нуждающихся в жилье граждан сейчас говорить не приходится. Хотя здесь стоит обратить внимание на то, что в трехмиллионной Армении было бы логичнее говорить о полном отсутствии жилищной проблемы. Но она есть и усугубляется с каждым годом. Ведь большая часть существующего жилого фонда давно отработала свой срок и сегодня просто опасна для проживания. Только пресловутые хрущевки чего стоят! Построенные в 50-х годах, они были рассчитаны на 25-летний срок эксплуатации, а стоят уже больше полувека. Сколько еще простоят, спрогнозировать трудно. Зато можно точно сказать, что они нынче олицетворяют грядущий жилищный кризис в стране и одновременно служат неким напоминанием отечественной власти о необходимости проявления государственного внимания к элементарным нуждам рядового гражданина страны. Того внимания, которое собственно и породило в советские годы эти самые хрущевки — типовые дома "быстрого приготовления" и временного использования, способные обеспечить гражданина уважающей себя страны хотя бы крышей над головой.
В качестве своеобразного рецепта решения жилищной проблемы в Армении в последние годы преподносится система ипотечного кредитования, которая, дескать, постепенно становится более доступной для широких народных масс. Но давайте оценим степень этой самой доступности сегодня и попытаемся представить завтрашнюю ситуацию.
Итак, сегодня считается наилучшим условием ипотечного кредитования следующее: срок погашения — 15 лет с процентной ставкой 7-8% и предоплатой в размере минимум 30% от стоимости квартиры. Однако, во-первых, банки выдают кредит, как правило, только на квартиры в Ереване. Это значит, что доступна ипотека практически только ереванцам. Во-вторых, учитывая нынешние цены на недвижимость, получается, что речь идет о жилье, минимальная цена которого колеблется в пределах $30-35 тысяч. Соответственно, прежде всего нужно найти 10-15 тысяч для аванса. Кроме того, взяв кредит, скажем, в 20 тысяч, придется 15 лет подряд выплачивать банку ежемесячно около $250. И так — 120 месяцев. Тут отметим, что средняя зарплата в стране составляет примерно $170. При таких доходах и условиях кредитования большинству населения сегодня можно вообще забыть об ипотеке. Возможно, завтра ситуация изменится к лучшему. Но пока не совсем ясно, когда именно наступит это лучшее завтра. И потом, жизнь-то ведь проходит. Тем более это касается молодых семей. Так что ипотека, хоть и вещь хорошая и необходимая, тем не менее вряд ли способна решить серьезную государственную проблему.
Теперь давайте переместимся в провинцию. Здесь ситуация и вовсе плачевна. Если не считать зону бедствия и столицу, то можно сказать, что жилищного строительства в республике практически не существует. Да, может, какие-то дачи или особняки опять-таки "элитного" предназначения в регионах Армении строятся. Но это — единицы. И уж вовсе подобное строительство не нацелено на решение жилищной проблемы. Между тем в последнее время все чаще говорится о необходимости прекращения оттока населения из периферии. Конечно, люди уезжают не только потому, что жить им негде. Негде и работать. И здесь скорее всего государство имеет дело с палкой о двух концах: то ли сначала сосредоточить внимание на создании рабочих мест, потом на обеспечении населения жильем, то ли наоборот.
Так или иначе за один из концов палки нашим государственным мужам нужно взяться. Иначе через несколько лет действительно Ереван превратится в город-страну. Вернее, страна превратится в город. В этом контексте хотелось бы обратить внимание еще на один факт, вернее штрих, так сказать, дополняющий картину. На днях правительство одобрило программу развития туризма на 2007 год, на реализацию которой намерено потратить 70 млн драмов. В частности, речь идет о развитии туристических инфраструктур Цахкадзора. Да, действительно, инфраструктуры этого курортного городка требуют особого внимания в контексте прогресса туризма. Но кто будет обслуживать эти инфраструктуры? Может быть, та самая элита, которая сооружает здесь крутые особняки? То же касается и других городов, поселков и деревень.
Недавно исполнительная власть разработала концепцию государственной демографической политики. Шаг, согласитесь, более чем актуальный в нынешней ситуации. Демографические процессы действительно вызывают тревогу, и необходимость в принятии оперативных мер очевидна. Между тем подход правительства в этом вопросе выглядит несколько странным. Ведь и ежу понятно, что для улучшения демографической ситуации прежде всего следует заняться решением вопроса трудоустройства граждан и, главное, их жилищного обеспечения. Посему было бы куда логичнее, если бы демографическая программа опиралась на комплексную программу по обеспечению жильем населения. Программу строительства муниципального жилья. Увы, ее нет и скорее всего не предвидится. С приоритетными задачами власти это никак не вяжется.
Ну ладно, власти озабочены удовлетворением потребностей иных категорий сограждан. Но, казалось бы, должны быть другие силы, осознающие важность проблемы. Как ни странно, их тоже не видно. Сегодня ни одна из политических партий не берется хотя бы провозгласить свое намерение заняться решением этой проблемы. Речь идет не о декларативных заявлениях, а о реальном поиске путей. А ведь если послушать политиков, то они ночами не спят в мучительных раздумьях о тяжком положении сограждан.