Логотип

МЫ ТЕРЯЕМ ЕГО

Может, это и банально, но вынужден воспользоваться медицинской терминологией. Во-первых, потому, что речь пойдет о живом организме. Во-вторых, иначе как предынфарктным его нынешнее состояние назвать трудно. Сердце его вот-вот может остановиться, вернее, лопнуть, а сердечно-сосудистая система, как говорится, совсем ни к черту. В подобных случаях американцы обычно паникуют и говорят: мы теряем его! Но то американцы. У нас же паниковать не принято.
Мы привыкли доводить больного до клинической смерти и лишь потом возвращать к жизни электрошоком. Если это нам удается, то, как те же американцы, гордо восклицаем: мы сделали это! А если нет, то ссылаемся на запущенность болезни, скромно умалчивая о том, что сами же ее и запустили. Таких больных сегодня в Армении насчитывается десятки. Однако на сей раз поговорим об одном из них — о Ереване.
Буквально с момента начала широкомасштабного строительства в столице было очевидно, что существующая инфраструктура города не готова к увеличивающейся из года в год нагрузке. Необходимость оперативного принятия соответствующих мер в области модернизации и развития отдельных секторов городского хозяйства, по идее, должна была лечь в основу всего процесса застройки Еревана, став в то же время приоритетной задачей для правительства. Конечно, если хорошенько покопаться, то в недрах различных ведомств, видимо, можно найти кучу покрытых толстым слоем пыли документов, ставящих перед чиновниками конкретные цели в этом направлении. Однако одно дело — разработать и провозгласить красивые документально-декларативные требования, другое — практически выполнять их, показывая, что называется, результат. Вот здесь нашим госмужам, пожалуй, похвастаться нечем.
Теперь давайте взглянем на ситуацию в некоторых сферах, призванных обеспечивать нормальную жизнь города в условиях его нынешнего активного развития и обслуживающих, в частности, градостроительный компонент. На ту самую сердечно-сосудистую систему.
Тесно, как в танке
Итак, прежде всего уместно обратить внимание на транспортные коммуникации. А дабы нагляднее представить картину, приведу пару цифр из официальной статистики. Согласно данным таможенной службы РА, в прошлом году в Армению было импортировано около 26 тысяч автомобилей. Показатель сколь отрадный (с фискальной точки зрения) , столь же тревожный. Ведь не вызывает ни малейшего сомнения то, что большая часть этого транспорта прописалась в столице.
Между тем еще в конце 2005-го в Ереване было зарегистрировано примерно 250 тысяч машин. А это означает, что только за год столичный автопарк вырос почти на 10 процентов. Следовательно, на 10 же процентов увеличилась нагрузка на ереванские улицы. Здесь стало значительно теснее, нежели прежде, хотя и раньше было далеко не раздолье. Заторы, пробки уже несколько лет затрудняют движение в Ереване и особенно в его центре. Что будет твориться на столичных улицах завтра, признаться, страшно даже представить. Еще пару лет таких темпов роста количества транспорта — и движение в городе окажется полностью парализованным.
Казалось бы, нынешний кризис и грядущую катастрофу видят и предвидят соответствующие органы и должны оперативно предпринимать адекватные профилактические меры. Например, в виде срочного строительства различных альтернативных, дублирующих улиц, развязок, эстакад и прочих облегчающих движение сооружений. Однако пока в этом направлении активности практически не заметно. Конечно, один подобный проект сегодня находится в процессе реализации. Это — строящаяся магистраль, призванная взять на себя часть нагрузки проспекта Баграмяна. Но согласитесь, это — капля в море, если учесть темпы развития города и интенсификации транспортного потока.
Фекальный исход
Сегодняшнюю ситуацию в сфере водоснабжения и канализации, пожалуй, самым наглым образом разоблачила зима. Причем сделала она это не впервые. В этом году, как и в 2003-м, природа провела испытание водопроводно-канализационной системы столицы, что стало настоящим катаклизмом для многих ереванцев.
Замерзшие водопроводные трубы, лопнувшие канализационные коммуникации привели к фекальному исходу и в переносном, и в прямом смысле. А заодно и продемонстрировали полное отсутствие контроля за системой и желания что-то исправить со стороны ответственных структур. И все это, заметьте, происходило на фоне активных градостроительных процессов.
Вот здесь позволю себе небольшое лирическое отступление на тему того же фекального исхода. Правда, на сей раз прогнозируемого, но гораздо более масштабного. Один из знакомых рассказывал, что, когда прокладывалась канализационная магистраль, призванная обслуживать будущих жильцов Северного проспекта, вдруг выяснилось, что проектировщики не учли очень важную деталь. Диаметр канализационной трубы под проспектом оставили прежним, тогда как должны были увеличить его, ориентируясь и на возросшее количество будущих жильцов, и на их элитный аппетит. Эту судьбоносную ошибку позже решили исправить. Однако лучше бы этого не делали. Часть трубопровода под Северным проспектом поменяли на более широкую. Но диаметр основной магистрали остался, естественно, прежним. То есть сегодня на входе уже новая, широкая труба на выходе опять-таки узкая. Теперь представьте, как приятно будет жить на Северном проспекте после того, как он будет полностью заселен. Жители этого района, да и скорее всего многих других, должны быть благодарны за это только тем, кто понатыкал здесь высотки, совершенно не подумав о том, что квартира — это не только выгодное капвложение, но и постоянно функционирующий объект, со всеми вытекающими последствиями. Что новое жилое здание — и тем более квартал — должно иметь и новую обслуживающую его коммуникационную сеть. Ту самую инфраструктуру.
Электрошок — это по-нашему
Ну раз уж мы оказались в центре Еревана среди построенных и строящихся жилых небоскребов и многочисленных бизнес-объектов, не мешало бы выяснить, насколько адекватно такой масштабной застройке решен здесь вопрос энергоснабжения. И тут воспользуемся информацией, предоставленной пресс-службой ЗАО "Электрические сети Армении".
Оказывается, сегодняшнее положение центра столицы в плане бесперебойности энергоснабжения, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Дело в том, что общину обслуживают четыре подстанции. В случае выхода из строя одной из них энергетики смогут обеспечить лишь "73 процента фактической максимальной нагрузки". Тут заметим, что огромное количество жилья, построенного и строящегося в центре, еще не заселено и очевидно, что ситуация значительно ухудшится, как только квартиры начнут обживаться. Кроме того, в ЗАО "Элсети Армении" считают, что проблема усугубляется тем, что в общине Центр строятся и реконструируются многопрофильные комплексы, требующие большой мощности. Выход из сложившейся ситуации энергетики видят в строительстве двух новых подстанций. Но когда оно (строительство) будет начато и завершено, пока не известно: вопрос финансирования этих работ находится еще на стадии обсуждения с мэрией Еревана.
К этому, пожалуй, стоит добавить следующее. Известно, что газификация столицы, и в том числе ее центра, в значительной степени снизила спрос на электроэнергию. А что, если вдруг, не дай бог, возникнут проблемы с газоснабжением? Энергетики заверяют, что смогут спокойно обеспечить окраины города необходимой электроэнергией в случае повышения спроса и, соответственно, нагрузки на сеть. Однако по поводу центра столицы оптимизма у них значительно меньше. При прекращении газоснабжения "на сегодняшний день, исходя из существующих мощностей, с трудом, но возможно обеспечить энергоснабжение". Однако, учитывая резко возросшие объемы строительства многопрофильных комплексов в центре города, без строительства двух новых подстанций обеспечение центра электроэнергией при отсутствии газоснабжения в ЗАО "Электрические сети Армении" считают невозможным.
Здесь, конечно же, напрашивается один-единственный вопрос: почему застройщики и дающие им добро на строительство чиновники не учитывают реальных возможностей энергетиков, когда начинают воплощать тот или иной грандиозный проект?
Но этот, как и многие другие вопросы, в нашем случае входит в разряд риторических. Наши чиновники зачастую рассчитывают на электрошок. Их логика другого не приемлет.
Вот вам и то самое предынфарктное состояние Еревана. Центр ведь сердце столицы. Вот вам и "сердечно-сосудистое" заболевание. Инфраструктуры ведь те же сосуды. Вот вам и запущенный процесс. Да, диагноз поставлен не профессионалом. Однако не думаю, что спецы оспорят эту точку зрения. Слишком очевидна перспектива кризиса. Одно утешает. Недавно на необходимость модернизации инфраструктур и приведения их в соответствие с политикой застройки Еревана обратил внимание президент страны. Может, замечания главы государства заставят ответственных должностных лиц наконец осознать важность вопроса. А иначе. . . Как американцы говорят: мы потеряли его.