Логотип

АРБИТРЫ ВЫБИРАЮТ ЯЙЦА

Рынок в целом знать не желают
Государственная комиссия по защите экономической конкуренции не раз доказывала, что особых надежд с ее деятельностью нам связывать не стоит. Ну не способен этот орган регулировать и контролировать процессы на потребительских рынках страны. Ну не может ГКЗЭК обеспечивать честное соперничество среди хозсубъектов и внедрять логику в ценообразование в том или ином рыночном секторе. Да, возможно, при наличии больших полномочий комиссия работала бы эффективнее. Но это из области предположений. Фактом же является то, что сегодня наличие этой структуры практически никак не отражается на ситуации в той или иной сфере, предполагающей конкуренцию. И для столь категоричной оценки, уверяю, существуют все основания.
Сразу же после недавнего заседания ГКЗЭК практически все отечественные телеканалы в своих репортажах показали, как председатель комиссии с сердитым выражением лица и с соответствующей интонацией в голосе делает замечание местным яйцепроизводителям за необоснованно высокую цену на их продукцию. Первое впечатление, оставшееся от этих кадров, сводилось к следующему: государство нанесло болезненный и абсолютно заслуженный удар по яичной части потребительского рынка страны, что обязательно должно повлечь за собой последствия, заметные рядовому потребителю. Особенно если учесть, что готовилась комиссия к этому "сокрушительному" удару еще с декабря прошлого года. Правда, целилась она не только в упомянутую область рынка. Наступление планировалось, что называется, по всем фронтам. Впрочем, об этом чуть позже.
Так вот, 4 месяца кропотливой работы по изучению положения на яичном рынке привели комиссию к "неожиданному" заключению, известному всем остальным уже давно. Специалисты ГКЗЭК выяснили, что в течение второй половины прошлого года цены на яйца постоянно росли при условии, что себестоимость их по сути не менялась. К тому же был обнаружен антиконкурентный сговор между тремя основными производителями, что позволяло им поднимать цены, так сказать, дружно. Словом, в результате этих разоблачений производители яичной продукции были оштрафованы и удостоились, как выше было отмечено, гневных замечаний со стороны председателя комиссии. Казалось бы, после принятия соответствующих мер на рынке должна сформироваться вожделенная атмосфера здоровой конкуренции и цены на яйца хоть на чуть-чуть, но снизятся. Но. . .
Разумеется, ничего подобного не произошло. Хозсубъекты не испугались гнева "всевышнего" органа. Для них удар комиссии оказался всего лишь слабеньким щелчком, от которого скорее щекотно, нежели больно. Сумма, на которую были оштрафованы производители яичной продукции, столь незначительна по сравнению со сверхприбылью, заработанной на том самом необоснованном повышении цен, что переживать, конечно же, никто не стал бы, да и спускать цены во избежание нового "наезда" комиссии. Естественно, в данном вопросе комиссия, парируя упреки в свой адрес, может сослаться на несовершенство действующего законодательства — мол, мы бы рады посущественнее наказать нарушителей, да вот руки связаны существующими законами. Спрашивается, кто, если не комиссия, должен поднять перед правительством вопрос о необходимости законодательных реформ в этой области? В конце концов, если вы видите, причем уже давно, что с вами не считаются, вас игнорируют, то предпринимайте ответные шаги.
Впрочем, вряд ли комиссия уж слишком заинтересована в повышении собственной репутации, вряд ли она стремится заставить хозяйствующих субъектов делать оргвыводы из ее замечаний и санкций. Иначе ГКЗЭК к своему слову сама относилась бы с гораздо большим уважением, нежели сегодня. Чтобы убедиться в этом, достаточно сделать небольшой экскурс в недалекое прошлое. А именно в декабрь 2006-го. Помнится, тогда, под конец года, комиссия, вдруг прозрев, обнаружила, что на отечественных рынках широкого потребления происходят странные вещи с ценами. На фоне того, что армянский драм неуклонно растет и укрепляется, цены на рынках даже не думают спускаться. Такое положение дел комиссии, разумеется, показалось ненормальным, и она решила заняться данной проблемой незамедлительно.
Этот смелый шаг комиссии тогда, в декабре, был воспринят несколько неоднозначно. С одной стороны, его (шаг) можно было только приветствовать. Ведь с тех пор, как на отечественном валютном рынке стартовал процесс укрепления драма, общественность стала жить в постоянном ожидании естественной ценовой реакции со стороны рынка потребительского. Любой здравомыслящий человек вполне обоснованно рассчитывал на неминуемое снижение потребительских цен как минимум на товары импортного происхождения.
Однако шли месяцы, годы, драм продолжал крепчать, а цены не то что не падали, но и вовсе росли, ставя под сомнение все известные принципы ценообразования. В первое время данный парадокс вызывал у людей вспышки справедливого гнева и возмущения. Куда смотрит государство? — сетовали мы, наивно полагая, что тем самым помогаем чиновникам обнаружить нонсенс. Потом как-то привыкли к такой абсурдной ситуации, зафиксировав полнейшее равнодушие к проблеме со стороны госмужей. И вот в декабре прошлого года произошло событие, которое иначе как долгожданным не назовешь. ГКЗЭК обнаружила проблему и взялась за ее решение. Повторюсь, комиссия сочла странным тот факт, что за последние несколько лет драм укрепился на 40 процентов, а цены на потребительских рынках не снизились. Причем, по мнению представителей этого органа, ценовой спад должен был коснуться не только импортных товаров, но и местных, поскольку в их производстве используется в основном импортное сырье. Учитывая эти обстоятельства, ГКЗЭК приступила к изучению сложившейся, по сути, курьезной ситуации и пригрозила "распоясавшимся" в ценовом плане хозсубъектам серьезными штрафными санкциями.
Между тем, с другой стороны, общество восприняло этот шаг комиссии с некоторым, вполне оправданным скепсисом. Ведь драм начал крепнуть давно, а комиссия почему-то лишь теперь "очухалась". Многим показалась странной прежняя пассивность комиссии в данном вопросе и неожиданно наступившая активизация.
Как бы то ни было, но, вооружившись лозунгом "лучше поздно, чем никогда", все мы принялись терпеливо ждать результатов исследования ГКЗЭК по части игнорирования потребительскими ценами процесса укрепления национальной валюты. И вот сегодня, спустя 4 месяца, наконец дождались. Но чего? Вот, пожалуй, главный вопрос, на который дало ответ последнее заседание ГКЗЭК.
Получилось так, что, кроме яичного и бензинового рынка, все остальные не заслужили претензий по части необоснованности сформировавшихся цен. Получилось так, что сама комиссия, не говоря уже о рядовых потребителях, сильно заблуждалась, считая, что укрепление драма должно повлечь за собой тотальный спад цен, и тем более на импортируемую продукцию. Перечислять рынки, от которых мы наивно ожидали логичности процесса ценообразования, конечно же, бесполезно. Ясно, что речь идет буквально обо всем, что сегодня продается в Армении.
Впрочем, бесполезно и упрекать комиссию. Упреков и критических оценок заслуживают дееспособные структуры, чего о ГКЗЭК явно не скажешь. За весь период своего существования комиссия по защите экономической конкуренции еще ни разу не смогла доказать общественности, что миссию арбитра на потребительских рынках страны она выполняет, что блюдет она правила игры и адекватно наказывает нарушителей. А всякие легкие щелчки по определенным частям потребительского рынка страны, показательно предпринимаемые комиссией, согласитесь, не могут считаться параметром эффективности ее работы.