Первая реакция, последовавшая за разоблачением финансовых нарушений, хищений, махинаций и других проявлений криминала в системе "Айпост", иной как искреннее удивление, пожалуй, быть не могла. Поразительным оказался сам факт слива в прессу столь скандальной информации. Ведь не секрет, что иностранные управляющие обычно без местных покровителей в Армении не появляются. Соответственно, между голландской компанией "Айпост Траст Менеджмент", получившей в конце прошлого года право управлять ЗАО "Айпост", и отечественными чиновниками, "крышевавшими" эту сделку, должны были быть теплые и дружественные взаимоотношения, основанные на соблюдении интересов друг друга. А тут вдруг одна из сторон взяла и наехала на партнера, что само по себе выглядит по меньшей мере странным. Значит, что-то не поделили.
Версий о том, что именно стало яблоком раздора и спровоцировало этот, мягко говоря, некрасивый конфликт, может быть масса. Пожалуй, на них останавливаться не стоит, ибо это уже второстепенный вопрос. Сегодня важнее другое: чем закончится айпостовская эпопея и какие из нее будут извлечены уроки?
Впрочем, прежде чем попытаемся ответить на эти вопросы, давайте вспомним суть скандала. Пару недель назад нынешнее руководство "Айпоста" распространило информацию о том, что в результате проведенного аудита выявлены факты, свидетельствующие о серьезных финансовых нарушениях и злоупотреблениях, допущенных прежним руководством организации. В частности, речь шла о том, что компания заключила договора с некоторыми транспортными предприятиями на условиях, невыгодных для себя, в результате чего ей был нанесен ущерб в размере свыше 160 млн драмов. Более того, нынешнее руководство "Айпоста" заявило, что фактическими владельцами упомянутых транспортных предприятий являются высокопоставленные армянские чиновники.
Спустя некоторое время получил огласку следующий факт, выявленный аудитом. На сей раз проверка обнаружила, что ЗАО "Намаканиш" незаконно выпустило почтовые марки, в результате чего компании "Айпост" был нанесен ущерб в размере 300 млн драмов. Причем айпостовское руководство утверждало, что имеет под рукой доказательства, свидетельствующие о содействии со стороны Министерства транспорта и связи незаконной деятельности ЗАО "Намаканиш". Не менее любопытным оказался и третий эпизод обвинения, выдвинутого нынешним руководством "Айпоста" против предшественника. Оказывается, "Айпост" оплачивал телефонные переговоры 2311 пользователей корпоративным пакетом сотового оператора "Вива Сел" при том, что 2083 абонента из них не являлись сотрудниками "Айпоста". Иными словами, более 2000 человек пользовались мобильной связью за счет финансовых средств "Айпоста", не имея никаких оснований для этого. Этот "жест" айпостовцев случайным людям нанес компании ущерб в размере 21 млн драмов.
Тем не менее позиция сегодняшнего руководства компании, признаться, выглядит несколько странной. Ведь вряд ли весь этот букет криминала обнаружился лишь сегодня. Трудно поверить в то, что в конце прошлого года, принимая в управление компанию, иностранный оператор сделал это без аудита. Конечно же, такая проверка просто не могла не проводиться. Соответственно, остается полной загадкой то, почему смолчали тогда и зачем заговорили сегодня. Не правда ли, странно? Стало быть, можно предположить, что столь длительное молчание нынешнего айпостовского руководства было обусловлено конкретными, достигнутыми ранее сомнительными договоренностями с должностными лицами, ответственными за сферу. Теперь, похоже, последние нарушили эти договоренности и другая сторона делает ответные шаги путем разглашения компромата.
Это предположение выглядит еще более убедительным после сделанного по поводу истории с "Айпостом" заявления министра транспорта и связи Андраника Манукяна. Г-н Манукян, не отрицая, кстати, упомянутые факты, заявил, что налицо шантаж со стороны нового руководства "Айпоста" с целью обанкротить компанию. Что касается цели, возможно, г-н Манукян и прав. Ему виднее. Но про шантаж он явно "промахнулся". О шантаже можно было говорить до огласки выявленных фактов. Какой может быть шантаж после того, как все сказано? К тому же, как утверждает руководство "Айпоста", оно уже обратилось в правоохранительные органы с просьбой провести расследование. И потом непонятно, почему шантажируемая сторона первой не обратилась в органы с жалобой на шантажиста. Согласитесь, позиция министра тоже выглядит малоубедительной.
В минувшую пятницу ситуация вокруг "Айпоста" оказалась уже в поле зрения премьера. Согласно официальному сообщению, Серж Саркисян выразил на специально созванном совещании обеспокоенность правительства проблемами, возникшими у ЗАО "Айпост", и поручил некоторым государственным органам способствовать разрешению этих проблем. Да, скупые строчки официального сообщения почти не проливают свет на ситуацию. Они мало о чем говорят по сути проблемы. Разве что свидетельствуют о внимании премьера к разразившемуся скандалу, что в принципе дает основания полагать, что страсти вокруг "Айпоста" в ближайшее время стихнут и компания начнет нормально работать.
Правда, есть вероятность, что проблему все-таки спустят на тормозах. Или же в лучшем случае найдутся стрелочники. К сожалению, опыт показывает, что вероятность такой развязки довольно велика. Конечно, примирение сторон исходит из интересов правительства и будет способствовать оздоровлению самого "Айпоста". Но вот самый главный вопрос, боюсь, останется открытым. Вопрос, затрагивающий интересы рядовых налогоплательщиков. Дело в том, что если нынешнее руководство "Айпоста" не врет, значит, долгие годы айпостовцы проворачивали криминальные операции и фактически крали бюджетные деньги. Стало быть, обкрадывали налогоплательщиков. Спустить же проблему "Айпоста" на тормозах означает простить эти "шалости", при этом показав общественности, что подобные деяния абсолютно ненаказуемы. Кроме того, замяв этот, по сути коррупционный скандал, власть фактически даст добро другим государственным ведомствам, совершенно не смущаясь, следовать примеру "Айпоста". Хотя можно не сомневаться в том, что, скажем, технология оплаты телефонных переговоров случайных людей за счет бюджета страны давно практикуется в различных подразделениях госаппарата страны.