Логотип

ЖЕРТВА РЕЖИМА

Проводимые в последнее время налоговые проверки вызвали большой ажиотаж прежде всего в политических кругах. И это понятно. В преддверии выборов все, что происходит в стране, так или иначе воспринимается сквозь призму политических процессов, нередко преломляясь и обретая неожиданные формы. Вот и налоговые проверки подверглись политической деформации, став по существу одним из факторов предвыборной борьбы.
В частности, речь идет о проверках в концерне "Сил груп". Как известно, как только налоговая обнаружила нарушения в деятельности подразделений этого концерна, ряд политических сил, прежде всего АОД, сразу же усмотрели в этом политические преследования со стороны властей: дескать, поскольку глава "Сил груп" Хачатур Сукиасян стал выступать в качестве соратника Левона Тер-Петросяна, против бизнесмена развернулись репрессии.
По большому счету в этом ничего удивительного нет. С давних пор в общественно-политической жизни Армении одним из мощных рычагов воздействия на сознание электората являются странные, порой даже абсурдные попытки перевоплощения акул политики и бизнеса в невинных жертв режима. Пожалуй, история с "Сил груп" — из этой серии. Однако. . . Ну никак этот концерн и его глава на роль жертвы не тянут.
Даже если допустить, что именно политические взгляды Хачатура Сукиасяна стали поводом для проверок в его бизнес-структурах, остается ряд вопросов, на которые невозможно не обратить внимание. Впрочем, прежде чем перейти к ним (вопросам) , оговорюсь: выступать в роли адвоката налоговой службы в частности и власти вообще не собираюсь. Тем более что все-таки безупречной позицию налоговой в данном контексте называть не рискну. Признаем, что несколько странным выглядит то, что в течение последних 10 лет налоговая служба Армении ни разу не обнаруживала серьезных нарушений в деятельности подразделений "Сил груп". По крайней мере столь громких и криминальных.
Между тем это обстоятельство сегодня умалчивается теми, кто говорит о налоговых репрессиях. И это вполне закономерно. Ведь, упрекая налоговую службу в невнимательности к деятельности концерна в течение прошлых лет, придется намекнуть и на то, что налоговикам действительно было что увидеть. Кстати, нетрудно и согласиться с укоренившимся общественным мнением о том, что честным путем олигархами не становятся. В итоге, критикуя налоговую за прежнюю терпимость к деятельности "Сил груп", политики могут просто подставить своего соратника-бизнесмена.
Впрочем, все сказанное, хоть и выглядит весьма логично, тем не менее конкретных фактов здесь нет. Нет доказательств того, что "Сил груп" в течение предыдущих лет нарушал налоговую дисциплину, а налоговики отнюдь не бескорыстно не замечали этого. Посему воздержимся от предположений.
А вот что касается фактов, то они явно не на стороне "Сил груп" и способны полностью развеять миф о жертве режима. Тут прежде всего обратим внимание на то обстоятельство, что сегодня не только бизнес Хачатура Сукиасяна оказался в центре внимания налоговой. Нынче, как говорится, налоговая "шерстит" по полной программе. Недавно Михаил Багдасаров заявил о том, что был оштрафован на крупную сумму. А на днях в прессе прозвучала информация о том, что следственный отдел налоговой службы рассматривает несколько уголовных дел, касающихся фальшивого предпринимательства. Иными словами, Хачатур Сукиасян отнюдь не первый и единственный бизнесмен, у кого возникли проблемы в связи с нынешней активизацией налоговой службы. Кстати, подобная активизация скорее всего продиктована рядом обстоятельств. Во-первых, налоговую возглавил новый человек. Во-вторых, перед налоговой поставлены высокие обязательства, связанные с увеличившимся бюджетом 2008-го, и выполнить их можно, пожалуй, только антитеневыми шагами.
Еще один нюанс, на который хотелось бы обратить внимание в контексте легенды о давлении на бизнес Хачатура Сукиасяна, заключается в следующем. Если обвинения, предъявленные к различным подразделениям "Сил груп", не соответствуют действительности, то есть самый верный путь разрешения проблемы — судебный. Почему-то это направление полностью проигнорировано бизнесменом. Между тем надо отметить, что другие предприниматели весьма охотно пользуются своими правами и нередко подают в суд на налоговую.
К примеру, недавно "Араратское золотодобывающее предприятие" предъявило в Хозяйственный суд иск против налоговой службы. Конечно, есть мнение, что судиться с налоговой бесполезно — дескать, все равно проиграешь. Но оказывается, это — стереотип. Практика показывает, что в большинстве случаев налоговая проигрывает судебные процессы. Уважающий себя бизнесмен, разумеется, не знать об этом не может. И если бы г-н Сукиасян был уверен в том, что его бизнес работает безукоризненно с точки зрения права, то вряд ли воздержался бы от обращений в судебные инстанции.
На этом фоне упреки, звучащие в адрес налоговой службы в плане наступления на бизнес оппозиционного предпринимателя, выглядят, мягко говоря. убого. В конце концов, какое имеет значение, чем продиктованы проверки? Если обнаружены нарушения, то они влекут ответственность вне зависимости от политической конъюнктуры. И политическая сила, стремящаяся вновь оказаться у руля власти, просто обязана это знать. Хотя, когда речь идет об АОД, говорить об ответственности вообще бессмысленно. У аодовцев свои, оригинальные представления о ней. Об ответственности.