Сегодня НС РА будет обсуждать пакет законодательных изменений в налоговой сфере, одним из которых является проект внедрения на ярмарках контрольно-кассовых аппаратов
Вопрос внедрения контрольно-кассовых аппаратов на рынках и ярмарках в Армении обсуждается уже несколько лет. Исполнительная власть не раз выступала с инициативой обязать использование ККА на ярмарках, однако до конкретных шагов дело никак не доходило. Пожалуй, главным препятствием на пути внедрения ККА становилась политическая конъюнктура. Некоторые силы, особенно в преддверии тех или иных выборов, на торпедировании этого требования неоднократно зарабатывали немалые политические дивиденды. А властям всегда не хватало решительности и воли, чтобы воплотить сей замысел — опять-таки из предвыборных политических соображений. Дескать, сей шаг непопулярен, он затрагивает интересы тысяч граждан и, разумеется, может испортить и без того не идеальный образ власти в глазах общественности. О том, к чему привел политизированный подход в данном вопросе, можно судить хотя бы по одному весьма красноречивому факту. Оказывается, 80% всей торговли в Армении осуществляется посредством ярмарок и рынков — вне налогового поля. Эту цифру недавно озвучил премьер.
Сказать, что нынешняя политическая ситуация в стране дает возможность властям идти на непопулярные шаги, никак нельзя. Более того, сегодня с общественным мнением власти склонны считаться как никогда. Тем не менее они наконец проявляют ту самую решительность в данном вопросе. Правительство приняло решение, согласно которому с 1 сентября наличие кассовых аппаратов на ярмарочных прилавках обязательно. Таким образом, по сути, рискуя поднять очередную волну общественного негодования, исполнительная власть решила нанести удар по налоговой тени. Окажется ли этот удар эффективным, удастся ли правительству существенно сократить тень в сфере торговли, пока трудно сказать. Тут, как говорится, время покажет. А вот о плюсах и минусах данной инициативы можно говорить уже сегодня.
Итак, прежде всего обратимся к финансовой стороне вопроса. По предварительным расчетам и прогнозам внедрение ККА на ярмарках позволит привлечь в бюджет страны дополнительных примерно 15 млрд драмов. Прямо скажем, это явно не тот объем финансовых вливаний в казну, ради которого стоит правительству настраивать против себя торговую и не только общественность. В двухмиллиардном бюджете страны 50 миллионов — почти капля в море. Так что это скорее плюсик, нежели полноценный плюс, и очевидно, что главной целью правительства является отнюдь не получение этих дополнительных средств.
Согласитесь, вряд ли власти стали бы раздражать общественность в нынешних сложных условиях внутриполитической и общественной напряженности лишь для того, чтобы изыскать столь незначительный источник дохода для казны. На самом деле внедрение ККА позволяет решить более стратегические вопросы. В данном случае для правительства сверхзадачей является не налогообложение или вывод из тени тех, кто стоит за прилавками на ярмарках. Отнюдь. Дело в том, что ярмарочный торговый сектор является по сути своеобразным бермудским треугольником для обращения налоговой документации. Для налоговиков становится практически неразрешимой задачей отследить по документам путь товара от производителя или импортера к потребителю, если он (путь) пролегает через ярмарки.. Соответственно, сотрудники налоговой не могут и проверить выполнение налоговых обязательств по тем или иным сделкам. И происходит это по той простой причине, что на ярмарках торговля осуществляется без документального сопровождения. Иными словами, ярмарки служат некой "отмазкой" для недисциплинированных крупных хозсубъектов, которые, осуществляя сделки через ярмарки, избегают полноценного налогообложения. Посему и необходимо ввести ярмарки в цепочку документального обращения. И если эта цель будет достигнута, то, безусловно, государству удастся извлечь из тени гораздо больше денег, нежели те 15 миллиардов. К тому же можно будет попытаться воспитать культуру дисциплинированного и законного ведения торгового бизнеса на всех уровнях. С этой точки зрения новшество можно считать полностью оправданным. Правда, повторюсь, лишь в том случае, если государство сможет обеспечить достижение его (новшества) стратегической цели — навести порядок во всей сфере торговли.
Есть еще одно обстоятельство, на которое стоит обратить внимание в данном контексте. Речь о неравных конкурентных условиях. По сути сегодня на ярмарках продается практически тот же ассортимент товаров, что и в магазинах. Разве что ярмарочный товар зачастую уступает в качестве магазинному. Между тем налогообложение ярмарочных торговцев, да и объемы их расходов гораздо скромнее тех же показателей магазинов. В итоге торговцы на ярмарке в плане себестоимости получают преимущество перед магазинами, продавая один и тот же товар. Соответственно, обладают значительным люфтом в ценовой политике, а то и возможностями откровенного демпинга. Именно по этой причине до сих пор часть армянских потребителей предпочитает отовариваться именно на ярмарках, а не в магазинах. Здесь можно поторговаться и спустить цену. Так что в плане конкуренции ярмарки работают в привилегированном режиме и откровенно вставляют палки в колеса магазинной, заметьте, цивильной торговли. А это и вовсе ставит под сомнение необходимость существования наших ярмарок как таковых, почти неконтролируемость которых кроме всего прочего превращает их в площадку для сомнительных сделок, незаконных, а то и вовсе криминальных операций. Возможно, кстати, что именно это свойство и неконтролируемость еще позволяют ярмаркам привлекать людей. Но…
Сегодня в Армении действуют свыше 300 ярмарок. Это тысячи рабочих мест. Следовательно, ярмарки обеспечивают "куском хлеба" тысячи семей. Конечно, размеры этого "куска" бывают и такими, которым может позавидовать любой госслужащий, а то и министр. Но дело в том, что социальный аспект проблемы ничем не уступает всем другим — фискальным, правовым и т.д. Внедрение ККА на ярмарках так или иначе заставит многих торговцев оставить этот бизнес. Соответственно, из ярмарок выйдет армия безработных, которая вполне справедливо потребует альтернативных рабочих мест. Что может правительство предложить этим людям в качестве рабочего места? Практически ничего. И не только потому, что сегодня в Армении эти самые рабочие места в дефиците. Просто люди, годами занимающиеся ярмарочной торговлей, ничего другого сейчас уже делать не могут. Бывшие инженеры, врачи, учителя давно и, будем реалистичны, практически безвозвратно потеряли квалификацию. В этом, пожалуй, самый большой минус инициативы правительства.
Конечно, сами ярмарочные торговцы обращают внимание и на другое последствие внедрения ККА. Мол, "аппаратизация" повлечет за собой рост цен на ярмарках и соответственно станет ударом по карману рядового потребителя. А тут, дескать, и до социального взрыва недалеко. На самом деле рядовой потребитель существенного воздействия кампании по тотальному внедрению ККА на уровень собственного благосостояния вряд ли ощутит. Дело в том, что сегодня ярмарки не те, что были несколько лет назад, и цены, и качества товаров оставляют желать лучшего, хотя стереотип выгодности ярмарок по инерции сохраняется. В действительности отечественный ярмарочный потребитель может спокойно и без потерь переориентироваться на магазины и от этого никак не пострадает. Правда, при условии, что магазины не воспользуются подвернувшейся возможностью взвинтить цены. Впрочем, здесь все, как говорится, в руках правительства. Политику ценообразования в магазинной торговле оно контролировать может. Так что распространяемые ярмарочными торговцами "ужастики" о неизбежном тотальном росте цен после внедрения ККА — не более чем спекуляция. Впрочем, понять этих людей можно. В них срабатывает защитная реакция. Инстинкт самосохранения…
Как бы то ни было, несмотря на все плюсы и минусы, правительство решилось на сей далеко не популярный шаг. Судить о том, насколько он оправдан, пока рано. Ведь благое намерение искоренить тень пока еще лишь декларация. Однако этого мало. Нужно показать результат. А в случае с нашим правительством и в нынешней ситуации сделать это необходимо в кратчайшие сроки. Скажем, где-то к концу года уже можно будет говорить об эффективности данной антитеневой операции и понять, ради чего отечественная власть усугубила проблемы безработицы в стране.