Премьер-министр Армении во вторник провел рабочую встречу с представителями предприятий легпрома. Тигран Саркисян подтвердил готовность правительства оказать содействие предпринимателям, испытывающим временные затруднения. По словам премьера, государство должно четко представлять будущее 151 предприятия отрасли и 3,5 тысячи человек, занятых в сфере легкой промышленности.
НО НЕВОЗМОЖНО УМОЛЧАТЬ: ЛЕГКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ — ЭТО СФЕРА, ОБЕСПЕЧИВАЮЩАЯ МАССОВУЮ ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ. Иными словами, рабочих мест в легпроме, по идее, бывает гораздо больше, нежели во многих других отраслях. В этом плане, судя по озвученной премьером цифре, наш легпром уникален. Если в Армении существует 151 легпромовское предприятие и работают здесь всего 3500 человек, то выходит, что в среднем на каждом из них трудится всего 23 человека. Пожалуй, этот показатель более чем красноречиво характеризует нынешнее бедственное состояние данной отрасли, считавшейся в свое время одной из наиболее динамично развивающихся сфер экономики Армении. Состояние, ставшее следствием полнейшего равнодушия к сфере со стороны государства в период независимости.
Впрочем, о плачевном положении отрасли, потере ее былого потенциала, о том, что отечественный рынок местные производители преподнесли иностранцам, свидетельствуют и некоторые другие факты. Например, речь идет об объемах и географии импорта в Армению продукции легкой промышленности. По данным за 2007 год, в Армению были импортированы из различных стран мира миллионы единиц трикотажных изделий и обуви. Любопытно, что, скажем, трикотажные майки в Армению импортировались даже из Бангладеш, Гватемалы, Камбоджи, Пакистана, Маврикия и Марокко! Из того же Бангладеш было ввезено около 200 тысяч мужских костюмов. Когда наш легпром уступает свое место на отечественном рынке европейской продукции, это еще как-то понять можно. Но вот Бангладеш — это уж слишком. Согласитесь, это просто позорно для страны, премьер которой сегодня говорит: "В свое время Армения имела сильную легкую промышленность, со своими традициями и сформировавшимися рынками".
Да, нынче, похоже, государство решило попытаться повернуться лицом к своим обязанностям. Но совершенно очевидно, что при условии тотальной экспансии нашего рынка со стороны иностранных производителей говорить о перспективах развития и даже сохранения имеющихся ресурсов сферы не приходится. Здесь без государственного протекционизма не обойтись. Без преференций для отрасли, корректив в фискальной политике. Благо опыт подобной поддержки отечественного производителя у нынешнего правительства имеется.
СОВСЕМ НЕДАВНО ПУТЕМ ПОВЫШЕНИЯ АКЦИЗНОГО НАЛОГА ДЛЯ ИМПОРТЕРОВ государство поддержало отечественного производителя алкоголя, который, кстати, вряд ли нуждался в поддержке вообще. А вот легпром явно испытывает необходимость в подобных шагах со стороны правительства. Ведь те же бангладешские майки осваивают армянский рынок отнюдь не благодаря своему качеству. Они просто дешевые. Цена — вот, пожалуй, один из основных факторов, не дающих возможности отечественному легпрому выдерживать конкуренцию и развиваться. Да, в принципе 151 предприятие может за счет небольших заказов сохранить 3500 рабочих мест. Однако отечественная легкая промышленность явно способна на большее…