Логотип

У ЕРЕВАНА ЕСТЬ ШАНС

Точная дата выборов мэра столицы пока еще не зафиксирована, но уже известно, что состоятся они в период с апреля по ноябрь 2009-го. А это значит, что в текущем году столичную администрацию впервые возглавит избранный мэр. Событие это, безусловно, станет очередным и существенным шагом на пути демократизации Армении. Но станет ли оно столь же полезным для самого Еревана?

Вопрос этот возник отнюдь не случайно. На самом деле для города важен не только сам процесс и принципы формирования столичной власти, но и конечный результат этого процесса. Иными словами, жизнь и развитие столицы во многом зависят от профессиональных качеств и опыта главы городской администрации. Между тем, согласно принятому недавно закону о Ереване, здоровье столичного организма ставится в прямую зависимость от совсем других факторов. И прежде всего — от политической конъюнктуры.

Как отражается политизированный подход в решении кадровых вопросов на эффективности функционирования государственных структур, уже долгие годы демонстрируют многие отечественные министры и марзпеты. Согласитесь, положение, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Зачастую у нас в стране целыми сферами и регионами руководят персоны, не имеющие ни опыта соответствующей работы, ни минимального специального образования, ни четкого представления о задачах руководимых ими структур. Словом, в этих креслах нередко оказываются совершенно случайные люди, единственным очевидным качеством которых является "правильная" партийная принадлежность. Да, некоторые из них с течением времени осваиваются, адаптируются, набираются опыта и знаний, что в конце концов придает слабые положительные импульсы работе данной структуры. Но пока высоко, но безосновательно поставленные чиновники приспосабливаются, вверенная им сфера служит элементарным учебным полигоном… Теперь, похоже, возникла совершенно реальная угроза превращения в такой же полигон Еревана. Между тем эксперименты в той или иной сфере или в марзе — это развал, застой, разруха, безнаказанность. Но куда опаснее подобные невежественные эксперименты над столицей страны. Особенно в нашем случае, когда Ереван вполне оправданно считается государством в государстве.

Ереван — тренажер для политиков

То, что процесс выборов ереванского мэра будет экспериментом над Ереваном, даже не скрывается. Так, в преддверии окончательного принятия парламентом закона о Ереване в НС состоялись слушания по прошедшему первое чтение законопроекту.

Выступая на этом обсуждении, председатель комиссии по государственно-правовым вопросам Давид Арутюнян отметил, что заложенные в законе принципы предоставляют отечественным политическим силам дополнительную возможность участвовать в политической жизни страны. Мол, до сих пор партии, не имевшие серьезной роли на политической арене страны, вдруг, без , так сказать, начальной подготовки оказывались в парламенте. Со вступлением же в силу закона о Ереване партии, прежде чем попасть в НС, могут испытать свои возможности, проявить свой потенциал в ходе выборов мэра Еревана. Давид Арутюнян сослался и на европейский опыт, отметив, что там выборы в ОМС являются экспериментальной площадкой для партий, претендующих на власть высшего уровня.

Из сказанного следует лишь то, что на Ереване политические силы будут тренироваться, обретая политический опыт. Но какой ценой? Фактически за весь этот политический эксперимент должна расплачиваться столица…

Наследство семерых

Чтобы лучше представить, чем грозит столичному хозяйству политизация процесса формирования его руководства, совершим небольшой экскурс в прошлое, обратив внимание на то, какие именно проблемы столицы и какого масштаба были решены руководителями столицы независимой Армении. И тут прежде всего отметим, что начиная с 1990 года в большинстве случаев мэры Еревана назначались исходя именно из политической конъюнктуры.

Возможно, в предлагаемой ретроспективе какие-то факты упущены в силу того, что информация о жизни столицы, о знаковых ереванских событиях при том или ином мэре черпалась из источника, в котором факты представлены весьма лаконично. Речь идет об альбоме "Ереван", изданном в 2002 году. Но это обстоятельство все-таки вряд ли существенно меняет общую картину. Итак…

АМБАРЦУМ ГАЛСТЯН — ДЕКАБРЬ 1990 — ДЕКАБРЬ 1992

Открытие Дома-музея Сергея Параджанова, Исторического музея, камерного зала Театра оперы и балета, Посольства США в Ереване. Тогда же был основан Ереванский государственный симфонический оркестр под руководством Лориса Чкнаворяна.

ВААГН ХАЧАТРЯН — ДЕКАБРЬ 1992 — ФЕВРАЛЬ 1996

Открытие Детско-юношеского спортивного комплекса, Музея славы армянских азатамартиков в Ереване, детской филармонии, Музея Геноцида. Сооружение памятника Рубену Севаку.

АШОТ МИРЗОЯН — ФЕВРАЛЬ 1996 — НОЯБРЬ 1996

Открытие памятника Виктору Амбарцумяну. Выборы советов старейшин и руководителей общинных муниципалитетов Еревана.

ВАНО СИРАДЕГЯН — НОЯБРЬ 1996 — ФЕВРАЛЬ 1998

Ввод в эксплуатацию водопровода Вохчаберд — Ереван, станции метро "Чарбах", завершение строительства церкви Святой Богородицы в общине Норк — Мараш, открытие культурного центра "Ай-Арт", сооружение памятника Каро Алабяну.

СУРЕН АБРАМЯН — МАЙ 1998 — ИЮНЬ 1999

Открытие памятников погибшим азатамартикам-ачапнякцам, Ваану Теряну, полководцу Андранику, восстановление праздника "Эребуни — Ереван". Открытие стадиона "Динамо" (им. В. Саркисяна) после длительного ремонта.

АЛЬБЕРТ БАЗЕЯН — АВГУСТ 1999 — ЯНВАРЬ 2001

Открытие церкви Сурб Саркис в Нор Норке, культурного центра "Ереван", комплекса "Джрашхар", памятника Андрею Сахарову. Именно Базеян предоставил неограниченную власть главному архитектору мэрии Нареку Саркисяну, который безнаказанно перекроил малый центр и масштаб застройки, втиснув во дворы многоэтажки, наводнив таманяновские ансамбли тупыми безликими коробками. Он успел очень многое, что буквально выкорчевывает даже примитивные представления о Строительных нормах и правилах. Нарека Саркисяна освободил от работы в мэрии только Ерванд Захарян.

РОБЕРТ НАЗАРЯН — ЯНВАРЬ 2001-2003

Открытие гостиничного комплекса "Валенсия", гостиниц "Метрополь", "Арарат", "Конгресс", церкви Сурб Григор Лусаворич, проведение корриды на стадионе им. В.Саркисяна, переименование площади при кинотеатре "Москва" в площадь имени Шарля Азнаура, ввод в эксплуатацию жилого комплекса "Ваагни" и транспортного узла в Аргаванде, старт строительства Северного проспекта, открытие памятника царю Аргишти.

Заметьте, за исключением Роберта Назаряна, практически все мэры Еревана независимой Армении оказывались на этом посту, как уже выше было отмечено, непосредственно в силу политической конъюнктуры. Предлагаю обратить внимание и на то, что при каждом из них в столице решались локальные вопросы, как то: открытие памятников, строительство церквей, проведение отдельных культурных мероприятий. Да и это делалось бессистемно. О комплексном подходе в решении серьезнейших проблем столицы и речи нет. И главное, город жил и развивался без определенной концепции. Посему вполне естественно, что городское хозяйство между тем чахло. И зачахло до такой степени, что в столице не осталось наземного общественного транспорта (за исключением маршруток), до такой степени, что Ереван застраивался хаотично… Впрочем, перечислять весь столичный негатив, согласитесь, вряд ли имеет смысл.

Другой масштаб

В представленном выше списке ереванских мэров нет Ерванда Захаряна не потому, что речь идет об экс-мэрах, а Захарян — действующий. И не потому, что при нем не открывались музеи, гостиницы, не проводились масштабные городские мероприятия. Отнюдь. Все это было — в несравнимо внушительном количестве и принципиально ином качестве. Были, кстати, и серьезные недостатки, на которые постоянно указывают ереванцы.

И тем не менее период правления Ерванда Захаряна отмечен значительными, радикально иными по своим масштабам вехами в жизни Еревана. И именно благодаря этому нынешнего мэра невозможно поставить в один ряд с предшественниками. Ерванд Захарян оказался единственным из всех глав столичной администрации за последние 17 лет, кто внес системный подход в решение городских задач, в том числе с целью преодоления всего негатива, который нагородили его предшественники. Подход, который до сих пор не приживается ни в министерствах, ни в марзпетаранах, ни в администрациях других городов Армении.

Разумеется, в данном контексте важным событием для Еревана, стало принятие в 2005-м генплана столицы — главного и единственного концептуального документа, определяющего основные векторы развития городского хозяйства, предлагающего пути решения существующих проблем во всех отраслях и сферах. Что же касается результата, то…

Сегодня в столице осуществляются десятки проектов, которые не удавалось претворить в жизнь даже в советские годы централизованного финансирования. Речь, в частности, идет о масштабном жилом и общественном строительстве проспектов и кварталов, новых транспортных магистралей, эстакад, мостов, переходов и развязок, введенных в эксплуатацию в прошлом году. Эти проекты ждали своей реализации не один десяток лет. На этом фоне проведенные при Ерванде Захаряне масштабные работы по ремонту мостов и улиц кажутся не такими уж и значительными, а новое здание мэрии, Дом Москвы и прилегающая площадь, каток на Лебедином озере, восстановление Спортивно-концертного комплекса и вовсе "мелочи" по сравнению с упомянутыми грандиозными стройками.

КАПИТАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО. В этом плане Ерванду Захаряну приходится слышать массу упреков. И зачастую звучащая критика вполне справедлива, но в первую очередь мы адресовали и адресуем ее архитектурным властям столицы, оказавшимся на редкость бездарными в творчестве и на редкость бесхребетными людьми. Но… Сегодня Ереван в основном застраивается не хаотично, а системно и в соответствии с генпланом. Дома и объекты не строятся где попало. Есть, конечно, и такие случаи. Но это — исключение. А ведь еще шесть-семь лет назад подобный подход в застройке столицы считался правилом.

ТРАНСПОРТ. Здесь тоже поставлены и постепенно решаются фундаментальные задачи. Наконец начал реанимироваться автобусный парк Еревана. На улицах все чаще можно встретить давно забытые троллейбусы. Маршрутки постепенно уступают свои позиции. И это, безусловно, является одним из наиболее актуальных вопросов для Еревана, ибо маршрутка по определению не может служить основным видом общественного транспорта в столице уважающего себя государства.

"ОДНО ОКНО". В эффективность так называемого принципа одного окна, внедренного в мэрии несколько лет назад, сначала мало кто верил. Скептики были уверены, что очередное "ноу-хау" станет столь же очередной формальностью. Дескать, система работать не будет, а ереванцы как бродили по кабинетам мэрии, надеясь получить ответ на тот или иной вопрос, так и будут метаться, как футбольный мяч, от одного чиновника к другому. Надо признать, что для подобных прогнозов были основания. Но в течение всего трех лет "одно окно" мэрии оправдало свое существование, продемонстрировав свою очевидную пользу. Система стала механизмом, позволяющим жителям столицы без прежней нервотрепки, оперативно получать ответы городской администрации на волнующие их вопросы. Пожалуй, лучшим свидетельством тому, что принцип "одного окна" решил задачу обеспечения связи между ереванцами и мэрией, является растущее из года в год количество заявлений, поступающих от жителей Еревана. Система прижилась.

К сказанному, пожалуй, можно добавить и восстановление ночного освещения города, и работы по озеленению Еревана, и принципиальное решение проблемы парковок (проекты строительства масштабных подземных паркингов), и асфальтирование улиц и многое другое. Обратите внимание на количество решенных и решаемых задач, на разнообразие сфер, нуждающихся в соответствующем внимании со стороны городской администрации и получающих это внимание. Скорее всего, опыт деятельности в различных отраслях позволил Ерванду Захаряну справляться со столь многоплановой работой. Опыт хозяйственника и, конечно же, системное мышление государственного деятеля. Государственного, заметьте, а не партийного.

Партийный след

Будет ли Ерванд Захарян претендовать на дальнейшее пребывание на посту мэра столицы? Судя по принципам, заложенным в закон о Ереване, для этого ему необходимо не просто быть представителем той или иной партии, а возглавить партийный список принимающей участие в выборах политической силы… Для самого Захаряна, возможно, уход с поста мэра и не является проблемой. А вот для города…

…Уже сегодня на уровне слухов и предположений, кстати, как подтвержденных, так и опровергнутых, называются следующие имена: Тигран Карапетян, Гагик Царукян, Давид Арутюнян, Раффи Ованнисян. Вне зависимости от личных и профессиональных качеств, партийной принадлежности каждого из них, совершенно очевидно, что необходимого минимального минимума для должности мэра им всем не хватает. Для должности, требующей сохранения и преумножения Еревана. А этот минимум — сочетание в одном лице мощного хозяйственника и системно мыслящего чиновника…

И все-таки речь идет о выборах. Не стоит забывать, что мэра должны выбирать сами ереванцы, доверив ему бразды правления городским организмом. Стало быть, именно мы, ереванцы, предопределим тот след, который оставит следующий мэр Еревана. Конечно, вероятность того, что след этот будет партийным, весьма велика. Но тем не менее это еще не очевидно. Стало быть, у Еревана еще есть шанс на спасение.