Логотип

КРИЗИС ОБЕСПЕЧИЛ ВРЕМЕННОЙ ЛЮФТ

Одной из первых инициатив правительства Армении, сформировавшегося после прошлогодних президентских выборов, стало создание  Фонда национальной конкурентоспособности Армении (ФНКА). В течение нескольких месяцев шли подготовительные работы по созданию этой структуры. А недавно фонд приступил к своей практической деятельности. Корр. "ГА" попросил исполнительного директора ФНКА Бекора ПАПАЗЯНА ответить на вопросы, касающиеся, в частности, миссии и задач организации.   

— Г-н Папазян, какие конкретные цели ставит перед собой фонд?

— Основной целью фонда является обеспечение соответствующих темпов поступления инвестиций, направленных на решение задач по развитию экономики Армении с помощью повышения конкурентоспособности отраслей. В течение последних 10 лет экономика Армении фиксировала быстрый рост, и для сохранения таких же темпов, очевидно, необходим рост производительности в отраслях экономики. В частности в тех сферах, в которых у Армении имеется солидный потенциал, пока еще полноценно не используемый. А вот способы реализации этой стратегии имеют три направления. Во-первых, это — инвестиционные программы. Необходимо разработать прибыльные инвестиционные программы, которые с точки зрения бизнеса надежны и в то же время имеют стратегическое значение для той или иной отрасли. Речь о программах, способных служить своеобразным катализатором для развития данной отрасли. Во-вторых, это развитие инфраструктур и повышение возможностей. Имеется в виду создание и развитие таких инфраструктур, которые обеспечат реализацию инвестиционных программ. Третье направление — законодательные реформы. Конечно, в принципе эту задачу необходимо решать на уровне министерств. От фонда же могут исходить инициативы и идеи по решению проблем, возникших при реализации той или иной программы. В частности, по ходу осуществления программ фонда могут быть выявлены недостатки в действующем законодательстве. Соответственно возникнет необходимость устранения законодательных барьеров.

— Из каких источников финансируется фонд?

— Есть группа программ, я называю их передовыми (frontrunner), у которых уже есть идентифицированные источники финансирования. Это и финансирование, которое осуществляется благодаря частному сектору, это и инвестиции, поступающие посредством наших министерств. Министерствам необходима структура, которая составит бизнес-планы и реализует их. Такой структурой и является наш фонд. Уже  есть несколько таких программ. Например, в сфере туризма. Это — программа по реконструкции Татевского монастырского комплекса или программа по созданию в Спитаке так называемого квартала мастеров. Сегодня эти программы находятся на этапе проектирования. Есть и программа в сфере здравоохранения. Так, планируется создать медицинский центр по диагностированию раковых и сердечно-сосудистых заболеваний с помощью радиоактивных изотопов. Многие граждане Армении пользуются этими медицинскими услугами за пределами страны. Между тем создание такого центра в Армении не только даст возможность гражданам страны пользоваться этим методом, не выезжая за рубеж, но и к нам будут приезжать пациенты из соседних стран. Финансирование для этого проекта уже обеспечено. Центр планируется создать на базе Института физики. Данная программа инициирована министерствами экономики и здравоохранения. Фонд же выступает в качестве партнера при реализации программы и обеспечивает дополнительным финансированием.  В частности, сегодня имеются необходимые средства для приобретения самого акселератора — устройства, вырабатывающего изотопы. Но нет средств на создание медицинского комплекса и приобретение другой медтехники. Именно эти средства фонд и должен изыскать. Вообще в подобных случаях мы выступаем в роли менеджера. Фонд занимается поиском  источников финансирования и контролем за качеством реализации программы.

Другой важной частью нашей деятельности является разработка крупных комплексных инвестиционных программ, связанных с развитием инфраструктур в течение грядущих 2 лет. В результате этой работы будет создан инвестиционный пакет, который будет представлен на внешнее финансирование. Сегодня в условиях глобального кризиса изыскать финансирование будет сложно. Но через год или два, когда и программа будет разработана, настанет идеальный период для поиска средств за рубежом. Тогда наши конкуренты только начнут заниматься разработкой программ, а у нас они — программы — уже будут готовы.

Есть еще одно направление деятельности фонда, на которое хотелось бы обратить внимание. Дело в том, что сегодня есть источники финансирования, которые сами ищут площадку для вложений. К примеру, раньше в тех же арабских странах осуществлялись крупные инвестиции на рынке недвижимости. Сегодня эти проекты заморожены. Причиной тому и кризис доверия к партнерам, и ряд других факторов, продиктованных мировым кризисом. Но деньги у потенциальных инвесторов все-таки есть. Мы предполагаем, и для таких предположений есть основания, что те страны, которые предложат надежные и привлекательные условия для инвесторов, сегодня могут рассчитывать на привлечение этих средств.

— Идея создания фонда возникла еще до кризиса. Претерпела ли какие-то изменения она — идея — с возникновением кризиса? Были ли скорректированы цели и задачи фонда с учетом глобальных финансово-экономических проблем?

— Этот вопрос нами обсуждался. Совет фонда пришел к следующему выводу: в условиях кризиса важность фонда повышается. Например, в той же Америке начали разрабатывать программы, стимулирующие экономику страны. До нас острота кризиса еще не дошла. Посему у нас есть время для подготовки конкретных программ. Соответственно, мы можем выиграть время. Судите сами. В других условиях мы должны были оказаться под давлением и вынужденно очень оперативно разрабатывать программы. А теперь, по сути, у нас есть временной люфт. И этим можно воспользоваться с целью обеспечить качество программ, работая не в режиме цейтнота, а спокойнее.

— Среди основных направлений, в которых фонд реализует программы, нет промышленности. Вы считаете менее актуальной и бесперспективной эту отрасль экономики?

  Мы вовлечены в сферу промышленности лишь в том случае, когда та или иная промышленная отрасль соприкасается с целевыми сферами нашей деятельности, такими как туризм, здравоохранение и т.д. Это объясняется тем, что мы стараемся избежать дублирования функций с другими организациями и ведомствами, органами правительства. Так, например, вопросами промышленности занимается Армянское агентство развития, а перед нами ставятся определенные стратегические цели развития конкурентоспособности Армении.

— В последнее время часто говорится о дефиците квалифицированных менеджеров в Армении. Разделяете ли вы эту точку зрения и видите ли пути решения данной проблемы?

— Да, сегодня в Армении не только менеджеров, но и других специалистов не хватает. Для нас это — целевая задача. И вполне возможно, что в рамках наших крупных инвестиционных программ будут выделяться средства и на подготовку кадров. 

Бекор ПАПАЗЯН — выпускник Чикагского университета. Работал в Америке, в странах Европы. Уже пятый год работает в Армении. Занимал должность руководителя отдела разработки программ UNDP Армении. Ныне — исполнительный директор Фонда национальной конкурентоспособности Армении.