Логотип

СИНДРОМ МЕСТНОГО БЕЗВЛАСТИЯ

В последнее время отечественная власть периодически констатирует, что Армения — это не только Ереван. Сия элементарная истина звучит с достойным лучшего применения постоянством и упорством, но при этом редко находит свое подтверждение на практике. Наоборот, по сути доказывается то, что жизнь страны начинается и заканчивается именно и только в столице. Здесь сконцентрировано буквально все. Только здесь сохранилась городская среда, давно исчезнувшая из других городов Армении. Только здесь ощущаешь, что живешь все-таки в стране, у которой есть органы власти. За пределами же столицы ситуация резко меняется. В лучшем случае в регионах царит классический феодализм. А вообще — натуральный бардак под вывеской территориального управления и местного самоуправления.    

Конечно, чтобы красочнее представить ситуацию в том или ином марзе, необходимо на месте ознакомиться с его жизнью, с проблемами и задачами, пообщаться с людьми, понять, чем и как они живут. Однако в данном случае речь пойдет не о конкретной области, а о регионах в целом. Посему взгляд с определенного расстояния, пожалуй, вполне оправдан и, возможно, даже более полезен для составления общей картины. Тем более что отечественные СМИ просто изобилуют абсурдными по сути фактами…

Сюникский марз

В селе Цхук Сисианского района свирепствует бруцеллез. Если ранее болезнь "косила" рогатый скот, то теперь она распространяется среди людей. Бруцеллезом, по официальным данным, заразились уже 15 человек.

МЕСТНЫЕ ВЕТЕРИНАРНЫЕ ВЛАСТИ УТВЕРЖДАЮТ, что эпидемиологическая ситуация в селе сегодня стабильная и осуществляются профилактические мероприятия. Между тем местные власти не уточняют, как так получилось, что при "стабильной ситуации" и "профилактических мероприятиях" зараза передалась людям. Где были ветеринарные службы, когда началась вспышка эпидемии среди животных, остается загадкой. Известно лишь, что "проснулись" они, заметив заражение людей.  

Армавирский марз

Руководитель общины села Аршалуйс Армавирской области планомерно расхищал и расхитил в течение 2004-2008 годов 100 млн драмов, злоупотребляя служебным положением. Возбуждено уголовное дело.

ДАЖЕ ТРУДНО ПРЕДСТАВИТЬ, чЕМ ВООБЩЕ ЗАНИМАЛОСЬ РУКОВОДСТВО МАРЗА, если у него под носом гюхапет сумел присвоить такую, мягко говоря, внушительную сумму. Причем не сразу, а в течение пяти лет. С другой стороны, если гюхапет только одного села смог положить себе в карман 100 миллионов казенных драмов, то о суммарной величине финансовых потерь всей области можно лишь догадываться.  

Ширакский марз

Здесь марзпетаран за свой счет обеспечил 7 тысяч человек сотовой связью.

В РЕЗУЛЬТАТЕ У МАРЗПЕТАРАНА ОБРАЗОВАЛСЯ ДОЛГ перед оператором сотовой связи в 75 млн драмов. И это лишь потому, что данный орган территориального управления взял на себя оплату телефонных переговоров совершенно посторонних людей. Заметьте, в количестве 7 тысяч человек.

Абсурдная ситуация сложилась в этой области и в плане распределения жилфонда. Люди получают квартиры, однако список очередников на жилье при этом не сокращается.   

Гегаркуникский марз

В хозяйствах Гегаркуника гниет около 100 тыс. тонн картофеля. В областном центре содействия сельскому хозяйству утверждают, что стоимость картофеля в области не превышает 60 драмов.

НО ДАЖЕ ПО ЭТОЙ ЦЕНЕ  ХОЗЯЙСТВАМ НЕ УДАЕТСЯ  ПРОДАТЬ КАРТОФЕЛЬ ИЛИ ВООБЩЕ ВЫВЕЗТИ УРОЖАЙ ИЗ МАРЗА. А руководство области между тем констатирует, что общины области не обеспечивают бюджетные показатели, и грозит принятием соответствующих санкций. Да уж, свирепый и принципиальный марзпет. Только вот почему-то эти качества в нем проснулись только в присутствии начальства в лице министра территориального управления Армена Геворкяна.  Ранее же марзпет спокойно мирился с невыполнением местных бюджетов общин.    

Для полноты картины приведу еще пару эпизодов из жизни армянских областей и общин. Например, недавно Контрольной палатой Армении были обнародованы данные, свидетельствующие о том, что из 412 случаев строительства в прибрежной зоне озера Севан только 25 оказались законными. В Армавирской области прокуратурой расследуется более четырех десятков коррупционных фактов. Кстати, эта область отметилась еще одним забавнейшим фактом, свидетельствующим о полном безразличии областной администрации к делам общин. На днях программа "Айлур" представила репортаж о том, что в селе Шаумян гюхапет называет именами своих покойных и здравствующих родственников улицы родного села. Марзпетаран в этом ничего странного не видит, хотя шаумянский гюхапет открыто и бесцеремонно нарушает закон.

Против кризиса — в "ветерочном" стиле

Да, примеры эти — разноплановые. Где-то царит коррупция, где-то просто некомпетентность, где-то откровенное безделье и безразличие чиновников. Но свидетельствуют они лишь об одном: местная администрация, едва ли не как правило, или не имеет никакого представления о том, что творится в марзе, или сама непосредственно плодит произвол. Не исключено, что в определенных случаях она (администрация) и рада бы предпринять какие-то шаги. Но тут возникает резонный вопрос: а что, собственно, умеют делать руководители общин и областей, кроме как осваивать казенные деньги и на высшем "ветерочном" уровне принимать гостей-начальников из столицы? Увы, если судить по результатам, мало что. Причем в этом плане ситуация не меняется уже долгие годы.

Если в обычных условиях административное убожество и криминализированность местных руководителей являли собой проблему, мешающую развитию государства, то теперь такой стиль работы (если, конечно, это так называется) органов местного самоуправления и территориального управления чреват более серьезными, скорее судьбоносными для страны последствиями. Теперь, когда сложилась форс-мажорная ситуация, когда волны мирового кризиса полноценно добрались до Армении и набирают силу.

Недавно оперативный штаб, созданный правительством для обсуждения программ государственного содействия частному сектору в рамках антикризисных мероприятий, представил общественности первые результаты проведенной работы. Выяснилось, что из 113 заявок лишь 9 оказались "кондиционными", то есть были представлены в виде бизнес-планов и одобрены. По большинству из этих 9 инициатив правительство уже приняло соответствующие решения. Как известно, одной из главных задач, решить которую должны упомянутые программы, является открытие новых рабочих мест. Причем по ряду причин акцентируется внимание на занятость населения именно в регионах страны. Назову лишь одну из них. Сегодня в условиях кризиса уже отмечен и еще ожидается активный приток на родину гастарбайтеров. Известно и то, что подавляющее большинство тех, кто уехал на заработки за пределы страны, являются жителями регионов. Соответственно, и возвращаться они будут в основном в свои марзы. Стало быть, вполне логично, что сегодня в областях буквально как воздух необходимы новые рабочие места. И кому как не местным руководителям знать, как занять растущее население области, и, разумеется, предлагать решения. Что ж, решения действительно предложены. Но даже мизерным трудно назвать участие руководителей областей в поиске этих решений. "Мега Арарат", "Тамара фрут", "ВКС Армения"… Инициативы по расширению производства и открытию новых рабочих мест принадлежат самим этим компаниям. Правительство изъявило желание им помочь. А что изъявили, скажем, те же марзпетараны? Разумеется, ничего. А ведь могли бы при желании. Вернее, были обязаны. И вот почему. 

В апреле 2004 года правительство утвердило проект территориального развития Армении. Это — концептуальный документ, в котором предметно учтено, что, где, в каком количестве имеется на территории страны, в нем представлен весь потенциал Армении. Водные, земельные, рекреационные, природные, человеческие ресурсы, дорожно-транспортная сеть и т.д. Иными словами, это — документ, позволяющий создавать в различных регионах страны те или иные производства, рационально используя все имеющиеся ресурсы. Своеобразная шпаргалка для тех же марзпетов, желающих на деле заняться социально-экономическим развитием своего марза. Так вот, если бы наши марзпеты хоть одним глазком взглянули на этот документ, то поняли бы, каким богатым потенциалом обладают вверенные им области. А если еще и шевелили бы мозгами, то явно предложили бы кучу решений по созданию новых производств и обеспечению новых рабочих мест.  Но… Не уверен, что руководители областных администраций вообще знают о существовании генерального проекта расселения Армении.  

Пару недель назад президент Серж Саргсян собрал марзпетов на совещание. В ходе встречи, обратив внимание на множество недостатков,  глава государства поручил соответствующим органам разработать и внедрить четкие критерии оценки эффективности работы органов территориального управления. Казалось бы, при наличии таких параметров и проявлении требовательности со стороны высшего руководства страны можно рассчитывать на повышение качества работы областных и общинных администраций. Ведь по идее марзпеты, работа которых не будет соответствовать внедряемым стандартам, должны покинуть свой пост, уступив место… Но кому?

Совершенно очевидно: существующий административный кадровый ресурс, "залежи" которого складированы исключительно в рядах действующих партий, не позволяет решить подобные проблемы. Иначе и быть не могло, если кадровая политика зиждется главным образом на политике внутренней, на политической конъюнктуре, если политические процессы перемешаны с хозяйственными и административными. Ведь сегодня специалисты, профессионалы, управленцы, менеджеры, просто компетентные люди отодвинуты в сторону и их места заняты партийными функционерами.

Пожалуй, пока не будет деполитизирован кадровый потенциал, пока партийная принадлежность будет служить основным и ЕДИНСТВЕННЫМ достоинством государственных чиновников разного калибра, ситуация вряд ли изменится. В обычном режиме, возможно, последствия подобной кадровой политики могут быть не очень болезненными для страны. Но сегодня, в условиях кризиса дилетанты не только не способны проявлять столь необходимую инициативу, но могут запросто угробить инициативы других. Посему теперь они представляют собой реальную опасность для страны. Однако если нынешний глобальный кризис заставил правительство страны впервые за 17 лет пересмотреть экономический курс Армении, переставив акценты, к примеру, в импортно-экспортной политике, то по идее он может спровоцировать смену приоритетов и в кадровой политике. И только в этом случае страна может преодолеть кризис, а власть сумеет подтвердить, что  Армения — это не только Ереван.