Правительство Армении, Конфедерация профсоюзов Армении и Республиканский союз работодателей Армении подписали республиканский коллективный договор, по которому устанавливаются дополнительные гарантии координации социально-трудовых отношений и совместные действия сторон в деле их реализации. Договор подписали премьер-министр Армении Тигран Саркисян, председатель Конфедерации профсоюзов РА Эдуард Тумасян и председатель Республиканского союза работодателей РА Арсен Казарян.
Коллективный договор будет содействовать стабильному развитию социально-трудовых отношений, направленному на эффективное обеспечение занятости в стране, поощрение достойной работы, социальное партнерство, становление и развитие согласия.
Договором должно быть обеспечено по возможности широкое участие социальных партнеров в процессах разработки и реализации политики в сфере труда и социальной защиты, а также развитие институциональных и функциональных возможностей работодателей и профсоюзов. С целью обеспечения реализации договорных обязательств планируется создать комиссию с равным количеством участников со всех сторон. Республиканский коллективный договор действителен до 30 июня 2012г.
НО НЕВОЗМОЖНО УМОЛЧАТЬ: ХОТЯ АВТОРЫ ДОКУМЕНТА КОНСТАТИРУЮТ ПРОГРЕСС И ГОТОВНОСТЬ ДАЛЬНЕЙШЕГО ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ, конкретное содержание замысла остается неопознанным. В так называемом республиканском коллективном договоре ее (конкретики), похоже, вовсе нет. Иначе авторы документа не стали бы ее скрывать от общественности, пытаясь завуалировать абстрактными формулировками типа "поощрение достойной работы". Ну что подразумевается под достойной работой? Как известно, в нормальном обществе любой труд в почете. Разве что недостойным занятием может считаться проституция. И потом: что значит поощрение, как оно выглядит? Подобными, ничего не значащими фразами документ буквально изобилует, что в принципе делает его совершенно обтекаемым, абсолютно непонятным и весьма загадочным.
Подписанный в стенах армянского правительства документ, очевидно, просто привязан к Первомаю с целью засвидетельствовать почтение исполнительной власти, работодателей и профсоюзов трудящимся. Это всего лишь формальность, показной предпраздничный реверанс, призванный, скорее, отвлечь внимание общественности от проблем трудящихся, нежели привлечь к ним.
Для такого скепсиса есть немало оснований. Представим лишь некоторые из них. 4 года назад, а точнее, в преддверии Первомая 2005-го в Армении произошло событие, которое сразу же было охарактеризовано как беспрецедентный прорыв в деле защиты интересов трудящихся. В торжественной обстановке состоялось подписание трехстороннего соглашения между правительством РА, Конфедерацией профсоюзов и предприятием "Алмаз", предусматривающее обеспечение безопасности трудового процесса, улучшение условий труда на предприятии. Инициаторы этого трехстороннего показательного выступления, приуроченного к первомайским праздникам, обещали, что тем самым закладывается фундамент новых трудовых отношений в масштабе страны. Дескать, это лишь первый шаг. А дальше процесс переосмысления отношения государства и работодателей к интересам трудящихся распространится по всем отраслям экономики страны, охватив все трудовые коллективы.
НАСКОЛЬКО УЛУЧШИЛО УСЛОВИЯ ТРУДА РАБОТНИКОВ ПРЕДПРИЯТИЯ "АЛМАЗ" УПОМЯНУТОЕ СОГЛАШЕНИЕ — ОТДЕЛЬНЫЙ ВОПРОС. Важнее то, что данный документально-декларативный метод проявления трепетной заботы об интересах трудовых коллективов у нас не прижился. По крайней мере до сих пор он не получил широкого распространения на предприятиях страны. Соответственно, говорить о существенных положительных изменениях качества взаимоотношений работодателей с работниками явно не приходится. Застарелые проблемы остаются и обретают хронический характер. А ряды рабочего класса в стране редеют изо дня в день. И вот теперь, опять же в преддверии Первомая, появляется на свет аналогичный документ…
Между тем подобная ситуация более чем закономерна. Ибо упомянутый договор, да и тот, который был подписан 4 года назад, абсурден по своей сути. Ведь если позиции двух сторон данного соглашения — правительства и работодателя – могут совпадать, то третья сторона – профсоюзы – по определению должна всегда находиться по ту сторону баррикад. Да, договориться в таком трехстороннем формате, конечно же, можно. Но исключительно вокруг конкретных проблем и ситуаций, возникающих в той или иной сфере. Ну предположим, на каком-то предприятии администрация не платит вовремя зарплату. Тут вмешивается профсоюз, ведет переговоры — и, соответственно, достигается согласие. В данном же случае, заметьте, соглашение подписывается сроком на пару лет, что по сути минимизирует вероятность полноценного выступления профсоюзов на стороне трудовых коллективов в тех или иных конкретных конфликтных ситуациях. Получается, что отныне профсоюзы в лучшем случае могут выступать в качестве посредников при тех или иных спорах, тогда как задачей этих организаций является защита интересов трудовых коллективов.
Впрочем, особо переживать по поводу того, что отечественные трудящиеся потеряли постоянного и принципиального союзника в лице профсоюзов, явно не приходится. И вот почему. Сегодня в Армении действует 24 отраслевых профсоюза. Между тем об их наличии большинство трудового населения страны даже не в курсе. За примерами далеко идти не стоит. Возьмем, скажем, историю с таксистами. Вроде бы в этой конфликтной ситуации могли сказать свое слово представители профсоюза транспортников. Но… Последний не подавал никаких признаков жизни. А в итоге стороны конфликта так и не пришли к согласию, а спор сразу же был политизирован. Аналогичной оказалась реакция профсоюза работников торговли, общественного питания, потребительской кооперации и предпринимательства в ходе спора с правительством на предмет внедрения на ярмарках ККА. Более того, даже тогда, когда премьер-министр Тигран Саркисян сам заговорил о неприемлемых условиях труда на одной из столичных ярмарок, данный профсоюз продолжал молчать. Кому и для чего нужна такая организация, остается курьезной загадкой. Кстати, курьез заложен и в названии этой организации. Заметьте, судя по нему (названию), данная организация призвана защищать интересы в том числе и… предпринимателей. Пожалуй, остается вписать туда еще и отечественных олигархов — и портрет этого профсоюза обретет недостающие штрихи. В данном контексте стоит помянуть "добрым" словом и профсоюз работников культуры, и средств массовой информации, практически ни разу не напомнивший о своем существовании.
СЛОВОМ, ГОВОРИТЬ О РОЛИ ИНСТИТУТА ПРОФСОЮЗОВ В ЖИЗНИ АРМЕНИИ СЕГОДНЯ БОЛЕЕ ЧЕМ НАИВНО. Так что подписанное соглашение между правительством, работодателями и конфедерацией профсоюзов более похоже на фарс, нежели на шаг, призванный обеспечить защиту интересов трудящихся под лозунгом "Мир, труд, май". Кстати, о, мягко говоря, пассивности отечественных профсоюзов свидетельствует еще одна деталь. В этом году у Первомая двойной юбилей – 130 лет со дня провозглашения 1 мая Днем солидарности рабочих всего мира участниками Второго Интернационала и 90 лет с тех пор, как эту дату стали отмечать в Армении (за исключением периода аодовского правления, отменившего праздник). Пожалуй, наилучшего повода для того, чтобы заявить о себе, о своих истинных задачах, профсоюзам трудно было бы найти. Но они предпочли всего лишь продемонстрировать братскую солидарность с работодателями и правительством.