ЭТОГО НЕДОСТАТОЧНО
На прошлой неделе правительство одобрило пакет законопроектов о внесении поправок в законы "О гражданской службе", "О декларировании имущества и доходов физических лиц", а также в Уголовный кодекс республики. "Мы совершаем довольно серьезный шаг, утверждая данный пакет законопроектов, внедряя тем самым в республике институт выявления интересов", — заявил премьер-министр Армении Тигран Саркисян в ходе правительственного заседания.
По его словам, этот пакет создаст реальные механизмы для того, чтобы официальные лица, в том числе депутаты и министры, не занимались бизнесом, определяли свои интересы и решали вопросы с аффилированными лицами. Саркисян отметил, что пакет законопроектов имеет также антикоррупционное содержание.
НО НЕВОЗМОЖНО УМОЛЧАТЬ: ПРАВИТЕЛЬСТВО ЗАДУМАЛО ДЕЙСТВИТЕЛЬНО "СЕРЬЕЗНЫЙ ШАГ" — СЛИШКОМ СЕРЬЕЗНЫЙ, МОЖНО СКАЗАТЬ, СЕМИМИЛЬНЫЙ. Только вот не учел Тигран Саркисян элементарного: не может правительство этого сделать, ибо не просто хромает, а вовсе калека. Так же, как не способен инвалид в коляске совершать пешие марш-броски.
Само понятие "институт выявления интересов" в данном контексте и применительно к современной Армении выглядит, прямо скажем, абсурдным. Бизнес-интересы большинства отечественных чиновников настолько очевидны, что только слепой и глухой может поставить перед собой цель выявлять их. Стоит ли говорить о том, что подавляющее большинство представителей депутатского корпуса владеет собственным бизнесом или крышует коммерческую деятельность своих родственников, знакомых и близких? Более того, отечественные политические партии совершенно открыто пользуются финансовой поддержкой бизнеса во время избирательных кампаний, взамен предоставляя предпринимателям проходные места в партийных списках. Наличие бизнесменов — обладателей депутатских мандатов настолько очевидно и носит столь тотальный характер, что иногда кажется не нарушением действующего закона, а наоборот, полным соответствием ему.
Практически ничем не отличается ситуация в этом плане и в системе исполнительной власти. А вообще достаточно взглянуть на список 300 крупных налогоплательщиков Армении, чтобы обнаружить те самые интересы госмужей в бизнесе. Вернее, обнаружить конкретных хозсубъектов, которым покровительствуют госмужи различного калибра.
Конечно, это отнюдь не означает, что идея выявления интересов представителей государства ошибочна. Однако очевидной проблемой на сегодняшний день является не недостаток соответствующей информации, а неспособность использовать ее на практике. При условии, что существующей законодательной базы вполне достаточно для того, чтобы воспрепятствовать продвижению чиновниками своих личных, коммерческих интересов, жертвуя интересами государства.
СОВЕРШЕННО ОЧЕВИДНО: ДЛЯ НАВЕДЕНИЯ ПОРЯДКА В ЭТОЙ СФЕРЕ, во-первых, люди, провозглашающие и реализующие инициативу по выявлению интересов, просто обязаны быть кристально чистыми, абсолютно безупречными в плане продвижения собственных интересов. Иначе вся идея сведется к элементарному сбору компромата. Увы, рассчитывать на то, что как в исполнительной, так и законодательной власти найдется с десяток таких, по меньшей мере наивно. Во-вторых, авторы проекта и опять же его исполнители должны проявить беспрецедентную волю и бескомпромиссность. Но и здесь, увы, повода для особого оптимизма нет. Свидетельством тому — судьба тех грандиозных, масштабных планов, которые были провозглашены тем же Тиграном Саркисяном на заре его премьерской деятельности год назад. Вспомним хотя бы один из планов Тиграна Саркисяна.
Едва вступив в должность премьера, он заявил, что обязанности министров будут уточнены. Министры должны уметь представлять результаты своей деятельности. "Я как премьер буду следить, чтобы эти обязанности непременно выполнялись", — заверил он, добавив, что намерен давать публичную оценку деятельности министров. Но… Публичная оценка не понадобилась. Повышение эффективности работы министров не зафиксировано. Оптимизации госаппарата, что собственно и подразумевали слова премьера о необходимости повышения КПД работы госструктур, не произошло. В итоге спустя несколько месяцев Тигран Саркисян вновь поднял вопрос эффективности работы в государственных ведомствах, а потом и вовсе эта проблема благополучно была предана забвению. Очевидно, что премьеру не хватило рычагов, чтобы заставить госаппарат работать продуктивно. И, пожалуй, только потому, что за большинством из госслужащих-бездельников стоит высокопоставленное лицо, готовое и способное отстоять свои родственно-дружеские связи. Если в плане повышения эффективности работы госаппарата, на кадровом фронте Тигран Саркисян не смог достичь успеха из-за существующих "крыш", то говорить о его противодействии на другом — более ожесточенном — бизнес-фронте не приходится. Стало быть, идея выявления интересов столь же утопична, как и многие другие грандиозные замыслы правительства.