Логотип

ЦЕПНАЯ РЕАКЦИЯ НЕИЗБЕЖНА

 

НО НЕВОЗМОЖНО УМОЛЧАТЬ: ЕСТЬ ЕЩЕ ОДИН СЦЕНАРИЙ, К КОТОРОМУ ПРАВИТЕЛЬСТВО ПРОСТО ОБЯЗАНО ПОДГОТОВИТЬСЯ. Причем, в отличие от перечисленных четырех гипотетических, похожих на версии, пятый сценарий — суровая реальность, с которой мы столкнемся буквально через пару месяцев. И сценарий этот касается не мировой финансово-экономической ситуации, а социально-экономического положения в масштабах Армении.

Как известно, в связи с подорожанием российского газа с 1 апреля в Армении будут повышены тарифы на голубое топливо на внутреннем рынке страны. Конечно, пока точно не известно, насколько повысятся цены. Однако, по самым скромным подсчетам, речь может идти о 45-процентном подорожании газа для населения. Отметим сразу же: подобный рост тарифа в принципе и объективен, и неизбежен, ибо продиктован прежде всего повышением на 26 долларов оптовой цены на российский газ и произошедшим в марте прошлого года существенным падением курса драма (к этой теме «ГА» обращался в одном из прошлых номеров). Между тем грядущие события на газовом рынке вполне обоснованно тревожат население в связи с их воздействием на другие сферы. Цепная реакция в подобных случаях уже превратилась в некую национальную традицию. Хотя и не всегда, вернее, очень редко является обоснованной.

В данном контексте прежде всего обратим внимание на ту же энергетическую сферу и совершим небольшой экскурс в прошлое. Так вот, в преддверии грядущего с апреля 2009 года подорожания российского газа уже в конце февраля ЗАО «Электрические сети Армении» представило в Комиссию по регулированию общественных услуг заявку относительно повышения с 1 апреля тарифов на электроэнергию. Шаг этот мотивировался грядущим повышением газовых цен и соответствующим откликом на это со стороны генерирующих предприятий, использующих газ. В принципе аргументация выглядела вполне логичной. Но… Со ссылкой на подорожание голубого топлива решили поднять цены на свою продукцию не только и не столько те предприятия, где газ является основой технологического цикла, но и те, которые при производстве электроэнергии вообще не используют газ. В частности, повторюсь, ссылаясь на новые газовые тарифы, на 300% подняла цену за киловатт Воротанская ГЭС. И это при условии, что теплоэлектростанции — Разданская ТЭС и Ереванская ТЭС — подняли цены на 66 и 80% соответственно. Подняла цену на свою продукцию и ААЭС. Подобная ситуация, согласитесь, выглядела просто абсурдной. И тем не менее электроэнергия в итоге подорожала.

СУДЯ ПО ВСЕМУ, ПРИ НОВОМ ГАЗОВОМ ТАРИФЕ ТАКАЯ СИТУАЦИЯ МОЖЕТ ПОВТОРИТЬСЯ. Если учесть, что в прошлом году КРОУ приняла легенду о воздействии газовых тарифов на себестоимость продукции ГЭС, не факт, что и в 2010-м не поступит так же. Стало быть, не исключено очередное подорожание электроэнергии. Как собирается реагировать правительство на такой сценарий развития ситуации, остается загадкой.

Остается загадкой и то, каков план правительства по предотвращению резкого скачка цен на транспортном рынке. Очевидно, что будут предприняты попытки поднять цены на общественный транспорт, часть которого работает на газе. Да, сотни маршруток сегодня используют дизтопливо. Но это вряд ли станет аргументом при решении о повышении тарифа за проезд. Здесь тоже неизвестно, насколько поднимутся цены. Но в том, что это произойдет, сомнений, пожалуй, быть не может.

Нет сомнений и в том, что подорожает и хлеб. Впрочем, и все остальное. Отреагируют на изменение газовых цен практически все рынки. Причем очевидно, что обоснованными эти ценовые процессы будут, мягко говоря, частично. Воспользуются ситуацией все — и те, кто должен, и те, кому просто хочется. Конечно, для того чтобы ценовая политика на потребительских рынках страны четко соответствовала логике, существует такой контролирующий орган, как Комиссия по защите экономической конкуренции. Однако смешно даже надеяться на эффективность этого инструмента по сдерживанию цен. Свою неэффективность, неспособность адекватно реагировать на необоснованный рост цен на том или ином потребительском рынке ГКЗЭК демонстрировала неоднократно.

Разумеется, это лишь некоторые фрагменты сценария, воплощение которого представляется более чем реальным. Другое дело, какие антикризисные меры в сфере социальной защиты населения приготовило правительство на этот случай. Есть ли у него соответствующие рецепты предотвращения возможного социального взрыва в стране?