НО НЕВОЗМОЖНО УМОЛЧАТЬ: БОЛЕЕ НЕЛЕПОГО ОТВЕТА ДАЖЕ ПРЕДСТАВИТЬ СЕБЕ НЕЛЬЗЯ. Получается, что лидер партии, принявшей решение об отставке министра по делам спорта, не знает причин этого решения. Здесь Гагик Царукян, конечно же, мощно «промахнулся». Однако в данном случае речь не об этом. Дело в том, что в немногословном комментарии Царукяна ясно читается намек на то, что Армен Григорян на посту министра «согрешил». И тут не важно, грех был финансовым или каким-нибудь иным. Важно, что решением «ПА» министр был наказан. Если вспомнить отставку другого «баргавачского» министра – труда и социальных вопросов Геворка Петросяна, то складывается некая картина, характеризующая кадровую политику этой партии. Напомню, что отставка Петросяна тоже сопровождалась разговорами о том, что он не справился со своими министерскими обязанностями. И это подтверждалось опять-таки не совсем убедительными официальными версиями о причинах отставки. Мол, устал. Дескать, здоровье подкачало.
Так или иначе, в обоих случаях очень туманно, но все же проглядывается принцип, которым руководствуется «ПА» и лично Гагик Царукян в своей кадровой политике. Сводится он к следующему: кроме всего прочего (к примеру, личной преданности лидеру партии) работать министром надо уметь и отвечать за допущенные ошибки тоже нужно. Для полноты картины вспомним еще одно заявление Царукяна, которое, хоть и выглядит опять-таки парадоксальным, но тем не менее свидетельствует о том, что к своим министрам «ПА» предъявляет определенные требования. Как-то в беседе с журналистами Царукян признал: он дополнительно платит своим министрам, чтобы те не влезали в карман государства. Повторюсь, этот подход в принципе абсурден как минимум потому, что по сути оправдывает коррупцию и взяточничество среди других (не баргавачских) министров, лишенных дополнительных «левых» доходов от своих партийных боссов. Но, с другой стороны, надо согласиться, что даже подобный деформированный и уродливый механизм контроля над деятельностью министров выглядит вполне оправданным на общем фоне полнейшей вседозволенности, безответственности и безнаказанности высокопоставленных чиновников. И в этом, увы, наша беда.
СИТУАЦИЯ С ОТСТАВКОЙ МИНИСТРА ПО ДЕЛАМ СПОРТА И МОЛОДЕЖИ В ОЧЕРЕДНОЙ РАЗ обострила вопрос: а что, собственно, может стать причиной отставки современного отечественного министра? Попытаемся найти ответ, так сказать, заглянув в прошлое. Опыт прошлых лет показывает, что министр может покинуть эту должность в трех случаях. N1 — в силу изменения политической конъюнктуры в стране после парламентских или президентиских выборов. N2 — по состоянию здоровья. N3 — за стрельбу из огнестрельного оружия или за то же действие, но совершенное членом министерской семьи. Других причин отставок практически не было.
А теперь посмотрим, за что министры могли быть отправлены в отставку, будь кадровая политика в Армении более или менее трезвой, т.е. основанной на таких критериях, как, скажем, эффективность работы, законопослушность и, главное, ответственность высших чиновников за руководимые ими сферы. Здесь воздержимся от возврата в прошлое и пространных оценок. Воспользуемся всего лишь информацией, обнародованной в конце минувшего года руководителем Контрольной службы президента, перечислив несколько фактов.
Так вот, на пресс-конференции в декабре глава Контрольной службы президента представил факты, ответственность за которые возложена на конкретные министерства и ведомства. И, соответственно, на их (ведомств) руководителей.
Министерство по чрезвычайным ситуациям. Решением правительства в 2006 году спасательной службе было выделено 105 сооружений. В одном из таких сооружений в районе Севана, предоставленного в качестве подразделения спасательной службы, действует дом отдыха.
Министерство транспорта и связи. На территориях иджеванской и севанской автобусных станций действуют продуктовый магазин и ресторан. Центральная автостанция Еревана была незаконно заложена в одном из банков за $630 тысяч, тогда как стоит это имущество более $4 млн.
Министерство образования и науки. В ряде вузов выявлены случаи внутривузовских и межвузовских переводов студентов на первом и выпускном курсах, что противоречит решению правительства.
Высшей аттестационной комиссией с 2005 года был введен в обращение правовой документ, не имеющий юридической силы и противоречащий решению правительства. В определенных случаях при принятии решений ВАК принимал за основу решение правительства, в других случаях руководствовался упомянутым, не имеющим юридической силы документом.
Министерство градостроительства. Каждый месяц Министерство градостроительства публикует информацию о ценах на строительные материалы. И именно эти цены закладываются в расчеты смет при строительстве, финансируемом государством. Публикуемые министерством цены значительно завышались.
КОНЕЧНО ЖЕ, ЭТИ И РЯД ДРУГИХ ВОПИЮЩИХ ПРИМЕРОВ, свидетельствующих о полнейшем хаосе, произволе, коррупционных рисках в министерствах, никак не отразились на карьере их руководителей. Они по-прежнему пребывают на своих постах, ибо со здоровьем проблем не имеют, из пистолета средь бела дня не стреляют, да и в политической конъюнктуре в стране особых изменений не заметно. Вот и сидят себе в креслах, в лучшем случае равнодушно взирая на то, как руководимые ими сферы разлагаются изнутри, в худшем — прикладывая к этому руку. Такое их поведение продиктовано отнюдь не тем, что дополнительных денег от руководителей своих партий большинство из них не получают. Просто у них очень смутное представление о том, что они должны делать, а чего делать нельзя…
Вообще, руководители государства часто сетуют на общественное мнение, которое почему-то всегда отмечает негативные факты в деятельности представителей госаппарата и игнорирует позитив. Да, это так. Но тому есть вполне разумное объяснение. Дело в том, что все хорошее у нас измеряется в «чуть-чуть», а плохое — в вопиющих фактах. Кроме того, позитив, как правило, остается в плоскости теоретических выкладок и декларативных заявлений. А негатив всегда и очень болезненно ощущается в реальной жизни.