Логотип

НА ЧЬЕЙ СОВЕСТИ КОРРУПЦИЯ?

Премьер министр Армении Тигран Саркисян назвал основные направления борьбы с коррупцией, передает АрмИнфо. По мнению премьера, необходимо раскрывать и наказывать причастных к коррупции лиц, законодательство должно предоставлять достаточно возможностей для того, чтобы чиновник работал открыто, прозрачно, контролируемо. Необходимо также изменить отношение самого общества к коррупции. "Наше общество не борется с коррупцией агрессивно, а должно проявлять к этому опасному явлению негативное отношение. В противном случае в верхах невозможно будет эффективно бороться с коррупцией. Накажешь одного, другой займет его место и продолжит работать в том же духе", — отметил Тигран Саркисян в интервью отечественным телеканалам.

НО НЕВОЗМОЖНО УМОЛЧАТЬ: НА ПЕРВЫЙ ВЗГЛЯД, ВСЕ ОЧЕНЬ СКЛАДНО И ДАЖЕ УБЕДИТЕЛЬНО. Только вот если обратить внимание на конкретные действия правительства в сфере борьбы с коррупцией, станет очевидно, что слова премьера принципиально расходятся с практическими шагами власти на антикоррупционном фронте. В качестве иллюстрации подобного несоответствия можно привести массу примеров. Однако ограничимся лишь одним – самым красноречивым и самым свежим.

Недавно стало известно, что правительство решило отказаться от наиболее действенного антикоррупционного оружия из всех придуманных человечеством до сих пор. Речь об институте декларирования доходов и имущества. Система эта в Армении была внедрена в 2002 году. Сказать, что она (система) у нас полноценно прижилась, что существенно ограничила коррупционные проявления, что работает безупречно, конечно, нельзя. На самом деле эффект от закона о декларации доходов и имущества оказался незначительным. И это власти всегда признавали.

Еще в 2004 году, убедившись в наличии изъянов в законе, налоговая предложила поправки в документ, подразумевающие повышение эффективности системы за счет ужесточения ее требований. В частности, если раньше декларировать свои доходы и имущество были обязаны только высокопоставленные должностные лица, то, согласно вводимым новшествам, обязательство представлять декларации касалось всех граждан, чей годовой доход достигал 6 млн драмов.

Таким образом, значительно расширялась группа лиц, на которых распространялся закон. Тем самым создавался механизм, благодаря которому, в частности, высокопоставленным чиновникам становилось гораздо сложнее скрывать свои доходы и имущество под именами родственников и знакомых. Иными словами, система декларации доходов могла бы обрести более или менее реальную силу. Пожалуй, именно по этой причине депутаты парламента приняли новшество, как говорится, в штыки и целых два года не давали законопроекту добро. В 2006-м закон все-таки был принят, но с существенными, ослабляющими его коррективами.

В 2009-м ВНОВЬ БЫЛ ПОДНЯТ ВОПРОС О НЕОБХОДИМОСТИ УСИЛЕНИЯ ДЕКЛАРАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ. Так вот, если раньше уклонение от декларирования имущества и доходов каралось штрафом в размере 50 тысяч драмов, то по новой версии предлагалось поднять штрафную планку до 10% от скрытой суммы дохода. Разумеется, подобные карательные санкции могли лишь повысить эффективность системы декларирования доходов. И вполне естественно, что целая группа влиятельных лиц — депутатов, чиновников, олигархов — просто физически не могла не воспрепятствовать подобным инициативам. В конце концов, касается ведь все это именно их – элиты, для которой система декларирования доходов вообще не может быть приемлемой, ибо подразумевает определенный государственный контроль над ними. Над людьми, привыкшими к полному беспределу. Чиновниками, получающими в качестве зарплаты 1000 долларов, при этом живущими в шикарных особняках за несколько миллионов долларов. Словом, сопротивления не могло не быть. Особенно когда речь шла о повышении антикоррупционной эффективности декларационной системы, о новых, более жестких санкциях в отношении нарушителей. Тем не менее казалось, что с большим трудом, но государство все же пытается сломить это сопротивление. Но…

В начале лета правительство по сути заявило о своей полной капитуляции в борьбе с коррупцией. На внеочередной сессии парламент Армении в первом чтении одобрил представленный правительством законопроект "Об общественной службе", чем вообще "похоронил" институт декларирования доходов. Председатель Совета гражданской службы Манвел Бадалян прямо заявил журналистам, что после вступления этого закона в силу с января 2011 года Закон о декларации доходов и имущества физических лиц силу потеряет. В общих чертах это означает, что на смену действующей сегодня системе, при которой, в частности, сокрытие доходов считается нарушением закона, вводится иной механизм, который то же сокрытие доходов относит к категории нарушения этических норм. По словам Манвела Бадаляна, хотя новый правовой документ имеет антикоррупционное назначение, тем не менее выполнение многих его требований остается на совести гражданских служащих. Иными словами, если до сих пор сокрытие от государства левых доходов было чревато штрафными санкциями, то теперь чиновнику за свои коррупционные проделки должно быть просто стыдно. И вот этим "стыдно" государство намерено искоренить коррупцию в обществе, большая часть которого уверена в том, что стыдно совсем другое — стыдно взятки не брать, стыдно не использовать свое служебное положение в личных целях и т.д.

В НОВОЙ СХЕМЕ ЕСТЬ ЕЩЕ КУЧА "АНТИКОРРУПЦИОННЫХ" НОВОВВЕДЕНИЙ, суть которых может вызвать у адекватного человека только смех. К примеру, на законодательном уровне фиксируется, что если чиновник злоупотребил своим служебным положением, то его коллеги должны "настучать" на него вышестоящим инстанциям. Впрочем, перечислять все "перлы" нового закона не имеет смысла. Тем более что в свое время "ГА" уже знакомил читателей с, мягко говоря, пикантными постулатами новшества. Тут важно другое. Фактически правительство громогласно заявляет, что деяния, считающиеся до сих пор если и не криминалом, то, по крайней мере, правонарушением, отныне будут переведены в плоскость постыдных поступков, не имеющих никаких последствий, кроме как угрызения совести.

И вот на этом фоне по меньшей мере издевательством над здравым смыслом звучит заявление премьера об основных принципах антикоррупционной борьбы — необходимости наказания причастных к коррупции лиц, законодательного обеспечения прозрачности и контролируемости работы чиновников и нетерпимости общества к коррупции. Всем этим принципам просто противоречит предложенный правительством и принятый месяц назад Национальным Собранием в первом чтении законопроект "Об общественной службе", главным "козырем" которого является человеческая совесть. Интересно, мучает ли совесть премьера, когда он упрекает общество в недостаточной нетерпимости к коррупции при условии, что правительство само формирует подобное отношение?