Логотип

ДЕФИЦИТ ПО НАРАБОТАННОЙ СХЕМЕ

Экспорт промышленной продукции из Армении приводит к резкому росту цен на внутреннем рынке, заявил в НС в ходе слушаний по бюджету 2011 года член постоянной комиссии по экономическим вопросам, представитель фракции АРФД Арцвик МИНАНСЯН. Минасян отметил, что в положении, когда объемы производства сыра достаточны для удовлетворения лишь 80% внутренней потребности, экспорт сыра приводит к тому, что данный вид пищевой продукции становится для граждан страны деликатесом. "Излишний энтузиазм может привести к тому, что мы начнем проклинать тот день и час, когда решили наладить экспорт", — отметил депутат.

НО НЕВОЗМОЖНО УМОЛЧАТЬ: С МИНАСЯНОМ ТРУДНО СОГЛАСИТЬСЯ ТОЛЬКО В ОДНОМ — что может наступить день и час, когда мы будем проклинать экспорт. На самом деле это уже произошло. И не единожды. Мы уже сталкивались с тем, как на первый взгляд обыкновенные продукты в одночасье превращались в деликатесы благодаря "грамотной" политике импортозамещения, провозглашенной правительством. Помните, экспорт овец привел к дефициту баранины и росту цен на мясо? Помните, экспорт картофеля привел к тому, что Армения была вынуждена сама закупать картошку из-за рубежа? Так что, как говорится, это мы уже проходили, и сырный вопрос вовсе не первый, а очередной пример "излишнего энтузиазма" в сфере экспорта.

Мы готовы продать абсолютно все, что имеет спрос за рубежом, зачастую забывая о себе. Собственно, так и поступаем. Потом, когда проходит экспортная эйфория, когда становится ясно, что в пылу самозабвенной (в прямом смысле слова) внешней торговли мы забыли о нас самих, начинаем покупать обратно у тех, кому вчера продали. Такова специфика нынешней внешнеторговой политики Армении. Такова специфика политики обеспечения продовольственной безопасности страны. И если в начале года правительство проиллюстрировало свои подходы в этом вопросе на примере баранины, в середине года – на примере картофеля, то в конце года очередь дошла уже до сыра. Так что с учетом горького опыта тревоги Арцвика Минасяна более чем оправданны.

Теперь обратимся конкретно к сырной теме. Возникла она после того, как премьер-министр Тигран Саркисян, представляя проект бюджета на совместном заседании постоянных комиссий НС, стал рассказывать о грандиозных планах правительства в сфере сыроделия вообще и экспорта этого продукта в частности. Премьер заявил, что благодаря развитию данной сферы правительство намерено оказать содействие сельскому хозяйству. Более того, исполнительная власть планирует создание совместных с государством предприятий по производству сыра, тем самым оказывая сфере поддержку. По словам Тиграна Саркисяна, первое подобное предприятие — ООО "Армянский сыр" — уже работает и успешно экспортирует свою продукцию в Россию. А в будущем году объемы экспорта будут значительно увеличены.

РАЗУМЕЕТСЯ, ЭТО ЗАЯВЛЕНИЕ ТУТ ЖЕ НАШЛО ОТКЛИК В БИЗНЕС-СРЕДЕ. Нет, речь не о том, что все кинулись производить сыр. Отнюдь. Просто сыр на внутреннем рынке резко вырос в цене. И это вовсе не удивительно опять же с учетом горького опыта. Помнится, как только в апреле текущего года министр сельского хозяйства Герасим Алавердян заявил, что Армения собирается в неограниченном количестве экспортировать картофель, картошка на нашем рынке резко подорожала. Теперь вот точно по этой схеме подорожал сыр. Разумеется, чиновники отрицают связь резкого подорожания сыра с обнародованием планов правительства по экспорту этого продукта. Но при этом приводятся, мягко говоря, столь неубедительные версии относительно причин роста цен на сыр, что, по сути, лишь подтверждается следующий факт: заявление премьера вдохновило производителей на новые ценовые "подвиги" на внутреннем рынке.

Теперь конкретнее. Недавно, опять же в рамках обсуждения бюджета, председатель парламентской комиссии по финансово-кредитным и бюджетным вопросам Гагик Минасян заявил, что правительство связывает большие надежды в плане сдерживания инфляции с Государственной комиссией по защите экономической конкуренции (ГКЗЭК), которая призвана бороться с ростом цен на внутренних потребительских рынках. Между тем, оказывается, ГКЗЭК за собой эту функцию не признает. Недавно ГКЗЭК в газете "Азг" выступила с опровержением ранее опубликованного в той же газете материала, касающегося ситуации на рынке сыра. Так вот, в опровержении, кроме всего прочего, отмечается, что ГКЗЭК не наделена функциями по регулированию цен. Тогда совершенно непонятно, как, по версии Гагика Минасяна, комиссия может бороться с инфляцией. Впрочем, данное опровержение заслуживает особого внимания тем, что является наглядной иллюстрацией качества работы ГКЗЭК и тех принципов, которыми руководствуется этот орган. Подробно останавливаться на этом не буду. Отмечу лишь то, что вместе с опровержением ГКЗЭК газета опубликовала свой ответ на претензии комиссии, чем буквально уложила ее на обе лопатки.

ТЕМ НЕ МЕНЕЕ ОДИН ИЗ ПОСТУЛАТОВ, НАШЕДШИХ МЕСТО В УПОМЯНУТОМ ОПРОВЕРЖЕНИИ ГКЗЭК, все же хотелось бы упомянуть — в качестве демонстрации абсолютной алогичности позиции комиссии. Так вот, ГКЗЭК отмечает антиконкурентный сговор на рынке, где действует не несколько, а целых 78 хозсубъектов. Это в принципе логично. Но, касаясь причин повышения цен со стороны производителей, комиссия оправдывает последних тем, что с 15 октября производители сыра начали закупать молоко по новой, высокой цене. Заметьте, получается, что именно в этот день все фермеры решили поднять цену на молоко. Абсурд ситуации в том, что фермерских хозяйств в десятки раз больше, чем производителей. И если 78 хозсубъектов не могут договориться между собой о повышении цен, то как это могут сделать тысячи крестьянских хозяйств и фермеров, дружно поднявших цены на молоко именно с 15 октября? Согласитесь, орган, обладающий такой логикой, вряд ли может считаться эффективным рычагом сдерживания инфляции. Да и вообще рычагом.

Но вернемся к планам правительства по сыроделию. Они выглядят и вовсе абсурдными с учетом беспрецедентно пристального внимания, которое правительство решило уделить именно сырной сфере. Ведь по сути получается, что именно производство сыра стало той единственной отраслью, где государство создает совместные предприятия со своим участием. Выходит, что государственную поддержку заслуживает только данная отрасль. И это при условии, что в этой сфере весьма успешно функционируют, как уже было отмечено, 78 предприятий. Спрашивается: зачем государству влезать в сферу, которая вроде бы стоит на ногах? Что это, желание "примазаться" к уже состоявшемуся прибыльному бизнесу? Так ведь самым прибыльным сегодня в Армении считается импорт… А если речь идет о государственной поддержке, то не лучше ли помогать своим участием тем, кто в этом действительно нуждается? К примеру, легпрому, где создание СП с участием государства было бы куда более оправданным.