С января 2011 года пенсии будут выплачиваться как в наличном, так и в безналичном порядке, сообщает АРКА со ссылкой на Министерство труда и социальных вопросов. Безналичный вариант выплаты пенсий предполагает перечисление пенсии на банковский счет пенсионера, для чего пенсионеру надо открыть личный банковский счет. Эта процедура будет проводиться бесплатно. Пенсионеры, которые будут получать пенсии через банки, должны будут раз в год лично приходить в банк или представлять заверенные нотариусом свидетельства о том, что пенсионер жив.
НО НЕВОЗМОЖНО УМОЛЧАТЬ. ТРЕБОВАНИЕ ДОКАЗАТЬ СОБСТВЕННУЮ "ЖИВОСТЬ" ПОСРЕДСТВОМ НОТАРИАЛЬНЫХ СПРАВОК само по себе выглядит странно, если не сказать цинично. Согласитесь, очень жестоко раз в год напоминать человеку о его преклонном возрасте, подписывая бумагу о том, что он еще не умер. Причем не только напоминать, но и заставлять предъявлять документ, подтверждающий его пребывание на этом свете. Впрочем, было бы удивительно, если бы на такие «мелочи» наши чиновники обращали внимание. Это требование полностью соответствует тем нравственным принципам, которыми руководствуются многие из них. Но в данном случае интересно другое – абсолютная иррациональность и алогичность предлагаемого механизма. И вот почему.
Судя по разъяснению министерства, упомянутые нотариальные справки необходимы в тех случаях, когда пенсионер не в состоянии лично прийти в банк. Но тогда непонятно, как же он дойдет до нотариальной конторы. Конечно, можно предположить, что нотариус придет к пенсионеру на дом. Однако и тут есть серьезные проблемы и откровенно нелепые нюансы. Так, в обнародованном министерством порядке отмечается, что пенсионер должен представить банку справку от нотариуса, если лично не может прийти в банк. Получается, что в любом случае в банк идти придется. Или для того, чтобы в банке увидели живого человека, или для того, чтобы этот человек представил справку о том, что он жив. Бред какой-то. Можно, конечно предположить, что на самом деле справку о "живости" пенсионера в банк может принести кто-то из его родственников. Но, согласитесь, когда министерство выступает с разъяснениями, предположений быть не должно. Все должно быть предельно четко и конкретно. А тут, повторюсь, отмечается, что "пенсионер должен представить свидетельство".
Впрочем, представим нереальное и допустим, что действительно, отечественные нотариусы будут ходить по домам пенсионеров и фиксировать их "живость". Если правительство рассчитывает популяризировать банковский способ получения пенсий, то существующую сегодня армию нотариусов придется утроить. А это – колоссальные бюджетные расходы. Если же считается, что действующих нотариусов вполне достаточно для организации данной процедуры, то, скорее всего, спрогнозирован весьма ограниченный спрос со стороны пенсионеров на предлагаемую услугу. И тут возникает резонный вопрос: если государство рассчитывает на скромное участие пенсионеров в предлагаемом механизме, то зачем его вообще предлагает? Это что, самоцель?
ВООБЩЕ, ОТНОСИТЕЛЬНО ВНЕДРЕНИЯ БАНКОВСКОГО МЕХАНИЗМА ВЫПЛАТЫ ПЕНСИЙ ПОДОБНЫХ ВОПРОСОВ МНОЖЕСТВО. Идея если и не мертворожденная, то по крайней мере слишком сырая. И к этой теме, вне всяких сомнений, еще не раз придется возвращаться после января будущего года. Пока же речь идет только об одной из ее деталей – справках о "живости" пенсионера. Так вот, самой главной и красноречивой особенностью данного элемента пенсионной реформы является то, что он (элемент) фиксирует абсолютно зачаточный уровень модернизированности нашей государственной системы. Ведь получается, что, несмотря на официальную регистрацию смертей в похоронном бюро, соответствующей базы данных нет. Точнее, этой базой данных государственные структуры предпочитают вообще не пользоваться. Вместо того чтобы предоставить банкам доступ к сводным данным о смертях, предлагается пенсионерам доказывать, что они еще живы.
Эта ситуация выглядит вовсе абсурдной и по другой причине. Внедренные несколько лет назад с огромным трудом социальные карты были призваны решить в том числе и подобные вопросы. Они должны были быть увязаны с единой базой данных обо всех гражданах страны, где фиксировались бы и рождения, и смерти, и многое другое. Теперь же выясняется, что если и есть такая база данных, то используется она совсем не по назначению. Иначе Министерство труда и социальных вопросов (кстати, главный сторонник и куратор акции по внедрению соцкарт вместе с базами) не стало бы отсылать пенсионеров к нотариусам.
