"Да, Армения нуждается в революции. Мы должны положить конец этой системе. Но АНК избрал путь революции без кровопролития — бархатной революции. У нас были прецеденты реализации бархатных революций в 1988 году. И сегодня пришло время повторить это. Однако эти революции имеют свой путь и свое течение. Мы не хотим царствовать на руинах", — заявил на последнем митинге координатор АНК Левон Зурабян.
НО НЕВОЗМОЖНО УМОЛЧАТЬ: ЗУРАБЯН ОТНЮДЬ НЕ ЛУКАВИТ. Действительно, царствовать на руинах аодовцы не хотят и не могут. Не царское это дело. Они привыкли к другой модели. Модели, при которой руины являются результатом их царствования.
Как-то очень символично и в то же время зловеще прозвучало данное заявление Зурабяна именно сейчас, на фоне японской катастрофы и отчаянных попыток правительства этой страны действовать в режиме ЧП. Именно этот фон подчеркивает особый цинизм зурабяновского заявления, ибо освежает в памяти не только трагические события в Армении в декабре 1988-го, но и период ликвидации последствий землетрясения. Период, начало которому, по версии Левона Зурабяна, положила бархатная революция. С другой стороны, представляет ужасающую перспективу "повторения этого", о чем мечтает левоновский конгресс.
Спитакская катастрофа, пожалуй, может считаться беспрецедентным ЧП в масштабах мира. И дело тут вовсе не в силе подземных толчков, не в масштабах разрушений и не в количестве жертв. Мир видел и не такое. Уникальность Спитакского землетрясения заключается в реакции на беду Армении. Вот этого мир не видел ни до, ни после. Такого сочувствия, такого сострадания… И, конечно же, такой масштабной помощи, которую Армения стала получать практически со всех концов света — продовольствие, деньги, стройматериалы, технику, а также приезд сотен строительных бригад из союзных республик и дальнего зарубежья. Казалось, при такой мощной поддержке страна быстро оправится от потрясения. По сути, для оперативного восстановления зоны бедствия были все условия. Тогда мало кто мог предположить, что Армению ждет новый этап испытаний. Этап алчности, цинизма, невежества лиц, дорвавшихся до власти той самой "бархатной" революции. И началось…
…Гуманитарную помощь стали продавать на "столиках", исчезли деньги, полученные для ликвидации последствий землетрясения; зарубежных строителей начали выживать, полученную в качестве помощи технику продавали за гроши и угоняли на металлолом. А когда окончательно обворовали зону бедствия, когда выгнали последние приезжие бригады строителей, руководство государством просто вычеркнуло зону из планов, из бюджета, из всех госпрограмм и из памяти. Пожалуй, самым красноречивым фактом, свидетельствующим об отношении руководителей страны к пострадавшему от землетрясения региону, стало исчезновение зоны бедствия из списка бюджетных расходов на долгие годы, до тех пор, пока второй президент Роберт Кочарян не вернул в перечень приоритетных задач государства восстановление зоны бедствия.
ДА, ЦАРСТВОВАТЬ НА РУИНАХ ЛЕВОНОВЦЫ НЕ ЛЮБЯТ. Точнее, любят, но только тогда, когда из разрухи можно извлечь выгоду, когда помощь можно толкнуть налево, когда можно присвоить миллионы… А поскольку сегодня таких перспектив нет, то и левоновцы стремятся к другому, "бархатному" сценарию — "бархатно", как в конце 80-х, получить то, что есть, и, спокойно "царствуя", в очередной раз превратить страну в руины.
Не будет преувеличением сказать, что по силе разрушительного воздействия "период царствования" АОД в начале 90-х превзошел Спитакское землетрясение. Ведь стихия ударила по некоторым районам страны, а плодом деятельности ЛТП стала разруха по всей Армении. Иначе как разрухой трудно назвать, скажем, то, что в период с 1990 по 1996гг. на 50% сократился объем производства в сфере перерабатывающей промышленности, 70%-ный спад был зафиксирован в сфере легкой промышленности, машиностроения, пищевой промышленности. Именно эти сферы упоминаю в силу того, что они (сферы) позже доказали свою жизнеспособность в новых, рыночных условиях. Хотя весь мощный промышленный потенциал страны был угроблен. Достаточно сказать, что жертвой экономической политики АОД стали 7000 весьма перспективных отечественных предприятий. Приватизация и ваучеризация, колоссальные долги предприятий, энерготеррор, коррупция, неграмотность руководителей — это тот инструментарий, которым пользовались левоновцы, варварски уничтожая все, что досталось им в результате той самой "бархатной" революции.
И вот сегодня Левон Зурабян призывает повторить то, что Армения уже видела. Действительно, царствовать на руинах аодовцы не хотят. Они не умеют и не желают строить и восстанавливать. Они привыкли ломать все то, что получают на халяву. Даже трудно представить тот кошмар, с которым может столкнуться Армения в случае повторения событий 88-го, когда природный катаклизм сочетается с политическими амбициями и человеческой безнравственностью. Между тем, если от стихийных бедствий мы не застрахованы и ее разрушительной силе нам нечего противопоставить, то остановить бедствие в форме левоновского стремления "царствовать", пожалуй, вполне в силах. Нужно только время от времени оглядываться на прошлое, чтобы делать выводы на будущее.