Правительство Армении приняло решение выделить из резервного фонда правительства около 24,555 млн драмов на денежные премии членам Государственной комиссии по защите экономической конкуренции (ГКЗЭК) Армении, передает АРКА.
Премьер-министр Армении Тигран Саркисян в ходе заседания пошутил, отметив, что, оштрафовав накануне компанию City Petrol Group на 100 млн драмов, ГКЗЭК хочет получить 24,5 млн драмов на денежные премии. "Вы согласны предоставить 24 из 100 млн драмов на премии сотрудникам ГКЗЭК?" — обратился премьер к членам правительства. Как пояснил после правительственного заседания журналистам глава антимонопольного органа Артак Шабоян, премьер просто пошутил и не стоит связывать решение правительства со вчерашним штрафом. "Решение связано с эффективной деятельностью ГКЗЭК. Естественно, денежные премии поощряют сотрудников работать более усердно, назначать более высокие штрафы, работать лучше", — сказал Шабоян.
НО НЕВОЗМОЖНО УМОЛЧАТЬ: КАК ИЗВЕСТНО, В КАЖДОЙ ШУТКЕ ЕСТЬ ДОЛЯ ШУТКИ. ОСТАЛЬНОЕ – ПРАВДА. Эту истину, по сути, подтвердил глава ГКЗЭК Артак Шабоян, пытаясь ее опровергнуть. С одной стороны, он утверждает, что премия не зависит от штрафа, с другой – что денежное вознаграждение станет стимулом для назначения более высоких штрафов, чем прямо указывает на наличие непосредственной связи между штрафами и вознаграждением. Так что если даже премьер и пошутил, то сам Шабоян явно отнесся к ситуации серьезно. Может, на самом деле 24 миллиона и не являются 20-процентным "откатом" за 100-миллионный штраф, но то, что единицей измерения эффективности работы комиссии является "штрафной драм", Шабоян фактически признал.
На первый взгляд, ничего плохого в этом нет. В конце концов штрафы, применяемые в отношении хозсубъектов-нарушителей, обогащают бюджет страны. Однако ГКЗЭК – не налоговая служба, перед которой поставлены фискальные задачи. У антимонопольной комиссии иные цели, иная философия. Результатом деятельности этого органа является устранение различных нарушений, зафиксированных на тех или иных рынках, исключение рецидива подобных нарушений. А штрафы – лишь инструмент для достижения цели.
К сожалению, сегодня, да и вообще со дня своего рождения ГКЗЭК могла и может похвастаться лишь использованием штрафного инструмента, а никак не конечным результатом. Практически ни на одном рынке, который оказывался в центре внимания комиссии, штрафные санкции превентивными, профилактическими мерами не стали. Хозсубъекты работали и работают по принципу: заплатил штраф — живи и нарушай спокойно. Злоупотребляй доминирующим положением, устанавливай необоснованные цены, демпингуй… За все это можно расплатиться штрафом и продолжать злоупотреблять, устанавливать, демпинговать.
Собственно именно так и ведут себя сегодня практически все хозсубъекты, которые оказываются в поле зрения комиссии. В итоге единственное, в чем преуспела комиссия, так это привлечение штрафных денег в госказну. Если этого достаточно для денежного вознаграждения, то непонятно, почему правительство не поощряет таким же образом по тем же мотивам другие госведомства, наделенные штрафными полномочиями и успешно пользующиеся этими полномочиями.
НО НЕ БУДЕМ ОТВЛЕКАТЬСЯ, В ДАННОМ СЛУЧАЕ РЕЧЬ ИДЕТ ТОЛЬКО О ГКЗЭК. Так вот после упомянутого заседания правительства глава комиссии, отвечая на вопросы журналистов, в частности о том, почему комиссия проявляет не столь принципиальное отношение (как в случае с CPS) к нарушениям со стороны хозсубъектов, принадлежащих депутату-бизнесмену Самвелу Алексаняну, Шабоян заявил: "Если вы представите инвойсы, доводы и доказательства, мы с большим удовольствием начнем производство".
Конечно, надо признать, что в отношении принадлежащих Самвелу Алексаняну компаний ГКЗЭК не раз начинала производства, что подчеркнул и сам Шабоян. Но вопрос вовсе не в этом. Почему-то глава ГКЗЭК просит у журналистов инвойсы и доказательства тогда, когда ранее комиссия не раз начинала производства в отношении тех или иных хозсубъектов, взяв за основание публикации в прессе. Напомню, в мае прошлого года ГКЗЭК начала производство и оштрафовала 4 транспортные компании, которые повысили цены на перевозку (импорт) товаров из Турции. Производство было начато на основании публикаций в прессе. В апреле прошлого года ГКЗЭК начала производство в отношении компании "Алекс Григ" ( кстати, принадлежащей Самвелу Алексаняну) в связи с подорожанием сливочного и растительного масла. Опять же основанием для этого послужили публикации в прессе. Можно привести еще кучу подобных примеров, свидетельствующих о том, что для начала производства ГКЗЭК вовсе не обязательно требовать от журналистов инвойсы. Комиссия обходилась и публикациями в СМИ. Теперь же… Остается лишь догадываться, почему Артак Шабоян лишает себя удовольствия возбудить производство в отношении компании, принадлежащей Самвелу Алексаняну.
За годы своего существования ГКЗЭК не раз доказывала, что она — не самый эффективный, не самый принципиальный, не самый справедливый орган. Но, судя по последнему решению правительства, почему-то это – самая достойная, заслуживающая премии структура. Ну как тут поверить, что премьер просто пошутил относительно того, чем именно комиссия заслужила вознаграждение?
