Электоральные и политические исследования — одна из приоритетных сфер деятельности Всероссийского центра изучения общественного мнения, который на протяжении двух десятков лет был и остается главным источником информации об общественном мнении России. Впрочем, не замыкаясь в национальных границах, ВЦИОМ стал соучредителем международного исследовательского агентства "Евразийский монитор", работающего в странах бывшего СССР. На прошедшей на днях в Ереване международной конференции, посвященной роли выборов в процессе демократизации, принял участие и генеральный директор ВЦИОМ Валерий ФЕДОРОВ, которого "ГА" попросил поделиться своими оценками относительно демократических процессов, протекающих в Армении.
— В результате третьей демократической волны, прокатившейся в 90-х годах по всему миру, появилось огромное количество несостоявшихся государств, когда на смену странам с авторитарными режимами пришли страны без каких бы то ни было режимов, как, к примеру, Сомали, Югославия. Армения избежала этих проблем. Она не только сохранила свою территорию, но еще и одержала военную победу над превосходящим по потенциалу противником. Сохранив национальное государство, она сегодня оказалась в более благоприятных условиях для развития демократии, чем многие другие страны. Конечно, нельзя говорить, что Армении несется к демократии гигантскими скачками. Впрочем, этого и не нужно, ведь демократизация — это медленный, эволюционный процесс. И каждые выборы задают очередной тест, позволяющий выяснить верность выбранного пути, степень демократизации.
Например, предыдущие выборы в Армении сопровождались многочисленными обвинениями в нарушениях, фальсификациях. А вот нынешние выборы проходят в более спокойной атмосфере. Появились сильные партии, причем не только провластные. Есть достаточно популярные оппозиционные партии. Словом, политическая система развивается, на мой взгляд, в правильном направлении: партии стали основными институтами. Конечно, говорить о том, что это идеологические партии, партии программ, нельзя. Это партии конкретных людей, партии лидеров, но этого тоже не надо бояться. Здесь Армения никакого открытия не совершала. Посмотрите на Соединенные Штаты. Что, партия демократов или партия республиканцев — это партия программы? Нет, это партии определенных элитных кланов. Очень важный элемент любой современной демократии — наличие достаточно узкого, но крепкого, сцементированного между собой элитарного слоя. Политической элиты, которая придерживается определенных установленных правил игры: ценность самого процесса выборов, ценность политических институтов, ценность процедур — их соблюдение выше, чем какая-то победа.
Конечно, на постсоветском пространстве практически нигде до этого понимания еще не дошли. И двигаться к этому еще долго. Но факт в том, что в постсоветских государствах, в частности в России и Армении, растет ответственная политическая элита, которая понимает, что она должна нести ответственность за свою страну, за ее силу. Что ее авторитет, влияние, будут принимать ее в мире или нет зависят от того, насколько они смогут не только создавать сильное государство, но и соблюдать правила игры. Мне кажется, в Армении есть неплохие задатки для этого. А самый тяжелый период, я полагаю, позади. Впрочем, большой соблазн есть и теперь. Когда обществу становится чуть лучше, легче, сразу растет недовольство: хочется всего больше, быстрее и сейчас. Это явление называется революция растущих ожиданий. Есть исторические примеры, когда такой максимализм срывал вообще процесс улучшения. Быстрее не значит лучше. Важно понимать: скачки в развитии демократии противопоказаны.
— Судя по всему, вы в курсе, какие политические силы претендуют на места в парламенте следующего созыва. Каковы, на ваш взгляд, их шансы?
— Очевидно, что две партии сейчас имеют наиболее серьезные шансы. С одной стороны — Республиканская партия, с другой — партия Гагика Царукяна "Процветающая Армения". И тому есть объяснение. Ведь для людей в Армении сейчас главное — чтобы была работа, чтобы улучшилась социально-экономическая ситуация, но при этом чтобы не было резких потрясений, реформ, которые наши друзья на Западе обожествляют. Словом, главный общественный запрос в Армении сегодня — это постепенная социально-экономическая эволюция.
А в вышеозначенном мною тандеме Республиканская партия символизирует стабильность, порядок — те очень важные качества, которые уже сегодня присутствуют в Армении. Но этого недостаточно, нужно еще продвижение вперед и прежде всего, как я уже отметил, в социально-экономическом плане. Гагик Царукян претендует на то, что он — именно тот человек, который сможет развернуть власть в экономическую сторону, который сможет принести процветание. И поэтому сегодня он, конечно, один из лидеров в избирательной кампании. Кроме того, существуют еще 4-5 партий, которые имеют шансы преодолеть барьер — это и "Оринац еркир", и "Дашнакцутюн". Очевидно, что они пройдут, но, думаю, не будут иметь серьезного влияния в следующем парламенте. Вообще 6-7-партийная система — неплохая среда для дальнейшего выращивания демократических институтов, о которых мы только что говорили.
— Как вы думаете, наличествует ли у всех участников избирательной кампании политическая воля для проведения свободных и демократических выборов?
— Как правило, о нечестных и несправедливых выборах кричат те, кто их проигрывает. Это опыт и Украины, и Грузии, и, конечно, опыт России. Например, сейчас в России проходят марши несогласных, в которых принимает участие мизерное число людей. Это делается теми партиями, вернее даже не партиями, а отдельными группами, лидерами, которые не имеют никаких шансов не то что победить в парламентских выборах, а даже туда пройти. Очевидно, делается это для того, чтобы известить: демократии нет, выборы — это всего лишь спектакль и участвовать в них нельзя, а нужно ходить на марш несогласных и проклинать путинский режим. Это выглядит смешно, потому что за последние 7 лет при этом "режиме" абсолютное большинство россиян резко улучшили свое социальное положение, стали нормально выплачиваться пенсии, которые регулярно индексируются, растут доходы населения, появилось огромное количество рабочих мест. . . Протесты эти исходят от политических маргиналов, которые никаких шансов завоевать голоса в честной борьбе не имеют.
В Армении люди должны присматриваться к тому, что происходит, в том числе у северного соседа. В Армении, я надеюсь, подобного не произойдет, у вас больше партий, более раздроблены интересы, больше групп элит. Какими бы амбициозными, жаждущими власти ни были политики, они должны понимать, что честными выборами, пусть даже они наберут 7-8%, они на самом деле внесут свой вклад в демократическое развитие Армении. В противном случае апелляции к Брюсселю, Вашингтону нанесут тяжелейший удар по демократии в Армении. Это значит, что критерии демократичного развития задаются не в Ереване, а где-то за океаном. Это ненормально. 20 лет, когда мы только вышли из коммунистического строя и не знали, как нам жить, мы пытались смотреть на Запад, учиться у них. Но у нас уже есть и собственный опыт. Мы должны понимать, что воспроизвести механически то, что есть у них, у нас не получится. От таких попыток будет только хуже. Мы должны искать свой путь, при этом, конечно, присматриваясь — что у них. Но ведь нет универсальной модели демократии. В Америке — одна, в Греции — другая, кстати, гораздо более близкая нам модель демократии. Почему мы все время учимся у Америки?
— Как известно, Армения приняла новый Избирательный кодекс, признанный Венецианской комиссией соответствующим международным нормам. В преддверии выборов Центризбирком РА автоматизировал определенные звенья процесса выборов, внедрил ряд других новшеств, способствующих проведению честных и прозрачных выборов. Как, по-вашему, что еще власти должны сделать для обеспечения честности и прозрачности выборов?
— Одним из ключевых условий обеспечения прозрачности и честности является открытая работа избирательных комиссий. Участники избирательного процесса должны иметь право наблюдать за тем, как работает система избирательных институтов. Ведь последняя — техническая система, и все политические силы должны за ней наблюдать и иметь равный доступ. Другим необходимым условием является роль, отводимая наблюдателям от общественных организаций и иностранных наблюдателей. Здесь очень важно выдержать паритет, чтобы экзаменаторами не были только люди из Брюсселя. Должны быть наблюдатели из Европы, США, СНГ. Должны быть разные, чтобы не было монополизма.
И наконец, существует хорошо зарекомендовавший себя во многих странах постсоветского пространства метод — так называемый "экзит-полл" — соцопросы на выходе из избирательных участков. Буквально через полчаса после закрытия участков социологи объявляют свои данные. Но здесь имеется очень важное требование: это должна быть авторитетная исследовательская структура, которая не будет жертвовать своим авторитетом ради того, чтобы кому-то подсудить. Это очень хороший инструмент против фальсификаций. Он очень эффективен в деле обеспечения прозрачности выборов, доверия со стороны избирателей, партий результатам выборов.