Через пару лет основной формой аттестации выпускников армянских школ станет единый государственный экзамен (ЕГЭ) , отношение к которому в нашем обществе весьма неоднозначное. Мнения по поводу достоинств и недостатков ЕГЭ разделились, если не сказать, поляризовались. О едином государственном экзамене много спорят. Его ругают, восхваляют, но равнодушных к нему нет.
Версию о том, что это очередная ошибка образовательной политики, власть предержащие вообще и ответственные за сферу образования в частности отметают сразу же. Среди самих же преподавателей школ и вузов существуют две прямо противоположные точки зрения. Одни считают, что в общем основные задачи внедрения системы единого государственного экзамена решены — дело за ее (системы) тотальным введением, и что ЕГЭ поможет решить кучу накопившихся в сфере проблем. Другие уверены, что "егэизация" нанесет непоправимый урон отечественной образовательной системе, и без того не блещущей качеством, а посему следует прекратить набирающий обороты процесс.
В этом году ЕГЭ стал одной из главных тем не только в Армении, но и в России. Там, как известно, разразился нешуточный скандал из-за утечки информации: накануне единого государственного экзамена по русскому языку в Санкт-Петербурге ответы на него появились в интернете (случай сей власти попытались выдать за "невинные шалости" некого выпускника). Как передает информационное агентство "Регнум", по словам президента Всероссийского фонда образования профессора Сергея Комкова, введение ЕГЭ — это не тактическая, а стратегическая ошибка. От этой системы уже ушел весь мир, и даже американцы, на которых ссылаются разработчики ЕГЭ, используют его как один из вариантов при поступлении в вуз. А школа в целом рискует превратиться в заведение, где учащихся будут просто натаскивать на решение тестовых заданий, но настоящих знаний они получить не смогут.
Опрос руководства некоторых армянских государственных вузов выявил иную картину у нас. Здесь в целом сложилось положительное отношение к нововведению под названием единый государственный экзамен. Итак, может ли система ЕГЭ служить по сути единственно возможным допуском в высшее учебное заведение и как это может отразиться на качестве образования?- ВПОЛНЕ. ВЕДЬ ЕСЛИ УДАСТСЯ УСПЕШНО РЕАЛИЗОВАТЬ СИСТЕМУ ЕГЭ, то в будущем по результатам набранных баллов выпускники смогут поступить в тот или иной вуз. А вообще, главное — это конечный продукт, его качество, т. е. специалисты, которых готовит вуз. И с этой точки зрения единый экзамен имеет перспективы. Разумеется, есть и трудности, которые нужно преодолевать. Процесс внедрения ЕГЭ начат и, уверен, должен продолжаться до завершения. Насколько быстро, это уже зависит от первых результатов и возникающих по ходу задач. Те, кто на первый взгляд против, думаю, высказываются не против самой идеи, а против проблем, которые возникают по ходу реализации идеи. Идея хороша, просто труден путь, который следует пройти, — такого мнения придерживается ректор Ереванского государственного университета архитектуры и строительства Ованес ТОКМАДЖЯН.
Проректор Ереванского государственного университета Самвел АРУТЮНЯН тоже считает, что если наладить нормальную систему, то ЕГЭ — штука полезная, ибо при введении ЕГЭ из сферы образования уйдет коррупция. Что же касается качества образования, то, по мнению С. Арутюняна, в первое время, возможно, ЕГЭ и отразится на качестве не лучшим образом, однако когда система наладится полностью, результат будет отличный.
Проректор Армянского государственного экономического университета Вартан САРКИСЯН тоже вполне оптимистично настроен в отношении ЕГЭ. Впрочем, он отметил, что выражает исключительно свою личную точку зрения. "Думаю, что особых изменений не произошло, просто несколько изменился формат экзаменов. Тестовая система — это положительный опыт, который мы переняли у Запада", — сказал В. Саркисян. По его мнению, скептическое отношение, которое имеет место в обществе, объясняется тем, что образовательные процессы инерционны и нововведения приживаются трудно. Для этого нужно определенное время. Никакие новшества сразу не воспринимаются, но он верит в будущее системы ЕГЭ.
Впрочем, справедливости ради отмечу, что в беседах на кухне превалирует все же негатив. Нередки нелестные отзывы о системе ЕГЭ, которая будет постепенно затягивать абитурентов в дебри невежества и безграмотности. Которая, быть может, является хорошей формой контроля знаний, полученных в школе, но которой недостаточно для того, чтобы выявить таланты и истинные способности абитуриента. Опыт стран постсоветского пространства, перенявших систему ЕГЭ, в частности России, показывает, что у общественности еще долго не будет единого мнения по этому поводу, да и не факт, что в итоге общий знаменатель будет найден.
Зато ясно одно: тестовая система единого госэкзамена в Армении будет внедрена независимо от его эффективности. Ведь это одна из составляющих программы "Качество и соответствие образования", на осуществление которой в 2002-м заключили договор наше правительство и Всемирный банк и под которую последний щедро выделил $19 млн кредитных долларов. Так что нравится это ученикам, родителям, ученым-педагогам или нет, но тестовой системе жить как минимум до 2013 года — пока не завершится программа. Ведь в отличие от той же России, где выделенные под ЕГЭ колоссальные средства государство при желании может направить на внедрение в учебный процесс образовательных технологий (то есть вложить с большим КПД опять же в образование) , наша страна связана обязательствами по кредитному договору.
Мы не столь вольны в своих поступках, в противном случае Армении грозят штрафы. Как это было, например, когда были отодвинуты сроки ремонта Центра оценки и тестирования знаний и выделенные для этого ВБ средства не были использованы. Напомним, что, согласно требованиям заключенного договора, армянская сторона должна выплачивать ежегодно, кроме процентов по обслуживанию кредита, еще и своеобразные штрафные санкции в случае неиспользования запланированных на текущий год средств. По данным Контрольной палаты НС РА, исследовавшей процесс реализации кредитной программы "Качество и соответствие образования" за период с 01. 01. 2003 по 01. 07. 2005гг. , в 2003 году было использовано всего лишь 35, 5% предусмотренных средств, в 2004 — 46, 3%. То есть план за упомянутые годы, фактически был не просто недовыполнен, но и вовсе проигнорирован. И естественно, за это пришлось расплачиваться живыми штрафными деньгами: за 2003-й — 51. 720, а за 2004-й — 31. 306 долларами. я
Так что по большому счету нынешние оценки относительно ЕГЭ ничего сейчас изменить не могут. Они способны лишь стать своеобразной базой для принятия соответствующего решения через 5 лет. Остается лишь надеяться, что это решение будет благоразумным и не увязанным с капризами и предложениями доноров. . .