Логотип

РОДИНА В ТУРПАКЕТЕ

В начале 90-х, на которые пришелся пик массового исхода из Армении, люди уезжали, обещая обязательно вернуться. Ведь уезжали они не туда — они уезжали отсюда. Некоторые из них действительно вернулись: об этом свидетельствует относительно положительное сальдо, наблюдающееся в последние пару лет. Однако большинство все же основательно осело на местах и приезд их в Армению обусловлен исключительно сезонным фактором. Дачным.
Приезжают многие из них, чтобы повидать родных, посетить стоматолога, вообще врачей, позаниматься с репетитором, погулять по кафе, походить по театрам и т. д. Основная же особенность этих наездов на историческую родину заключается в том, что приезжают они (те, кто еще 10-15 лет назад был нашим согражданином) сюда уже в качестве туристов. Не к себе домой, а к нам в гости. Хотя у многих из них здесь остались квартиры, да и документально они все еще считаются гражданами Армении. А после побывки возвращаются, вернее, уезжают они теперь уже именно туда. . .
Общество постоянно ищет и находит целый комплекс факторов, способствующих оттоку населения из Армении. Впрочем, это разнообразие аргументов все же в итоге сливается в один-единственный: здесь хуже и трудней, чем где-то. Однако, согласитесь, зачастую эти разговоры, звучащие из уст эмигрантов последней волны, очень походят на обычную демагогию. Что ни лето — то сплошной стресс. А все потому, что знакомые, кстати, неизменно, наверное, уже лет десять подряд приезжающие в Ереван, вечно недовольны МОИМ городом. Да-да, именно моим, ибо, как выходит из разнообразных "туристических" разговоров на тему Еревана, это уже не их город. Ереван в их мировосприятии давно уже в статусе отрезанного ломтя. И, к сожалению, не только сам город, но и его обитатели.
"Куда катится народ?! Уровень с каждым годом все ниже, вкусы — соответственно уровню. Цели — никакой, а значит, и будущего у такого народа нет. Вы сами во всем виноваты — терпите и миритесь со всем, что обрушивает на ваши головы эта власть. Не радоваться сносным условиям жизни, а хотеть большего — вот что должно быть основой нашего менталитета. Все это плоды вашей независимости. . . " Такие нелицеприятные и весьма категоричные высказывания недавно довелось услышать от бывшей гражданки Армении. Теперь она здесь в качестве туриста. Во всяком случае таковой себя считает, заявляя между делом на полном серьезе, что приехала облагодетельствовать родную страну — погулять на пару тысяч долларов. Через несколько лет худо-бедно-сносной жизни в России она не только поспешила откреститься от народа, населяющего Армению, но и вдруг открыла для себя, что независимость Армении — НАША! Впрочем, ей можно только посочувствовать: она сильно обделила себя, сама того не понимая. И ее материальное благосостояние здесь абсолютно ни при чем.
Другая моя собеседница оказалась не столь категоричной, однако признала, что жизнь в Армении ее не привлекает. "Я всегда своим детям говорю: "Учитесь много, учитесь хорошо. Но только не в Ереване. Если университет, то, как минимум, имени Ломоносова. Какое образование можно получить здесь? Уж во всяком случае не такое, чтобы стать человеком. Я хочу, чтобы мои дети смогли пользоваться всеми благами жизни. А здесь это просто невозможно, будь ты хоть семи пядей во лбу. Только за границей можно "вырасти". Обидно. Ибо когда-то эта женщина считала, что стать человеком можно, получив образование и в Ереванском госунте. Кто сказал, что былые традиции и уровень отечественного высшего образования утеряны? Отнюдь. Другое дело, что этой женщине таким образом удобнее доказывать себе и окружающим, что любить родину лучше издалека. А пребывать здесь лучше в качестве опять же туриста.
Принцип (на мой взгляд, неоправданный) один, и он незыблем: там (не суть важно где) лучше и легче. "Условия жизни там гораздо лучше, чем здесь. Всегда, практически бесперебойно, есть холодная и горячая вода, газ, зимой в квартирах жарко и не приходится всей семье ютиться в одной еле обогреваемой комнате. Коммунальные услуги по сравнению с нашими — просто копейки. Да и работенка какая-никакая всегда найдется. Словом, прожить можно. А те, кто все еще остается в Ереване, на мой взгляд, просто боятся вкусить цивилизованной жизни. Потому что потом они просто не захотят возвращаться. Поймут, как убога их жизнь здесь. Так зачем же я буду терпеть здесь все эти неудобства? Ведь живу-то один раз. Впрочем, может, и вернусь на родину. Но только тогда, когда жить здесь станет легче".
На сей раз туристическое паломничество в родные пенаты многим не принесло особой радости: весь город вдоль и поперек разрыт — строительство идет полным ходом. Шум. Пылища. Автомобильные заторы. Уезжали, грозясь вернуться только годика через три, когда наконец Ереван перестанет строиться.
В иных обстоятельствах можно было бы и согласиться с недовольными. Но только не с претензиями бывших сограждан, сменивших национальность армянина на. . . туриста. Получается, нам разгребать кучу мала, которую устроили городские власти, обещав лучшую жизнь, а эти туристы приедут и с недовольными минами на лицах снова начнут делать замечания, сравнивать НАШ Ереван с ИХ городом?. . Который, к слову сказать, вовсе-то и не их город, а всего-навсего место их нынешнего обитания. Потому как там они все равно не свои! Как бы они ни пытались, простите за каламбур, выгородить его. Дескать, там тоже много строят, но цивильнее. Там не пылища, как в Ереване, а немножко пыли — капелюшечка. Шум в Ереване шумнее, пробки на улицах плотнее, жара — "жарее", а люди. . . злее. Интересно, откуда столько нетерпимости к некогда родному городу, столько негатива? При этом они почему-то, скорей всего в силу привычки, не считают обидным клеймо "лицо кавказской национальности", "армяшка" и пр. Окрик "понаехали". Словом, клеймо чужака. Да и наша "нецивильная" жизнь их пугает больше, чем, скажем, перспектива быть забитым скинхедами. . .
Вновь наступит лето. Они приедут снова. К сожалению, в качестве туриста. Причем туриста капризного, вечно к чему-то придирающегося. Они уже обречены быть недовольными Арменией. Ведь надо же как-то оправдать свое нежелание жить в стране, которая считается родиной.