Логотип

ДВА УЧЕБНИКА ЗА ГОД,

или "Разгрузили"
На носу концепция по созданию и развитию старшей школы, с которой ответственные за сферу образования связывают большие надежды. Минобровские специалисты глубоко убеждены, что старшая школа нанесет сокрушительный удар, в частности, по институту репетиторства и со временем полностью искоренит его. Правда, когда примерно это время наступит, чиновники скромно умалчивают. Однако признают, что если не удастся поставить на ноги старшую школу, если не обеспечить последовательность учебного процесса, то под вопросом окажется задача становления системы образования вообще. Иными словами, можно угробить всю систему разом. Кто бы спорил. Но прежде не мешало бы подумать о школе средней, в которой уже сегодня творится невесть что. И заметьте, блеяновские эксперименты тут просто отдыхают.
Разумеется, о старшей школе Минобр озаботился в свете очередной глобальной реформы школьного образования. Как же быть со средними, НЫНЕШНИМИ средними классами? Которые в свое время "недореформировали", а теперь, плюс ко всему прочему, они еще и попали под жернова новой, так называемой содержательной реформы? Поясню: речь о детях, поступивших в школы в 2001-2005гг. Ибо последние, как утверждают в Минобре, проучатся в школе 11 лет.
Напомним, в этом году произошла некая метаморфоза с нумерацией классов. Но тем не менее "независимо от нумерации классов дети, переступившие порог школы до 2000 года включительно, учатся по десятилетней программе, а поступившие в первый класс в 2001-2005гг. проучатся в школе 11 лет". Это на недавней пресс-конференции отметила начальник управления школьного образования Минобра Нарине Ованесян. С десятилеткой все ясно. А вот с одиннадцатилеткой — не очень. Потому как первенцы ее учатся уже седьмой год, а разгрузки учебной программы пока не видать. Ведь именно под этим соусом и вводилась тогда одиннадцатилетка. Именно поэтому и привели тогда шестилетних малышей в школы. Но. . . Учатся они пока по той же учебной программе и по тем же учебникам, что ученики десятилетней школы.
Более того. Вместо разгрузки бедняг загрузили еще больше. Представьте, ученикам некоторых средних классов раздали сразу два учебника по географии. К примеру, пятиклассники получили старый (отпечатанный в 2000 году) учебник для пятого класса и новый (2007 года) учебник для шестого класса (точнее, с такой нумерацией). Аналогично поступили и с шестиклассниками. Они получили старый учебник для шестого класса (2000 года) и новый для седьмого (2007 года). Конечно, на первый взгляд может показаться, что такая заморочка вышла из-за нумерации классов по-новому. Если бы! На самом деле оказалось, что теперь деткам предстоит осилить за год два учебника. Одну книжицу — за первое полугодие, другую — за второе.
Но и это еще не все. Ибо количество часов, выделенных для географии, осталось неизменным — два часа в неделю. А потому учитель за один урок проходит сразу два параграфа (да еще и по учебнику, написанному дубовым языком, — речь о старых учебниках). Вернее, пытается это сделать. Ведь иначе как попыткой, причем тщетной, сие назвать сложновато. В классе с тридцатью и более учениками за 45 минут учитель вынужден пройти 2 параграфа! Причем один изучается во время самого урока, а другой задается на дом. Фактически — родителям. К чему тогда вообще школа, если практически большинство даже пройденного (не говоря уж о не объясненном учителем уроке) в школе материала родителям приходится заново штудировать с чадом дома? Так на чьей, скажите, совести качество пройденного материала, качество образования вообще?
Отечественные выпускники годами относили географию к сложнейшим дисциплинам. Во всяком случае эта дисциплина была грозой армянских абитуриентов. Из года в год по географии наряду с историей армянского народа высокими баллами отличались лишь единицы. В этом году картина несколько изменилась в лучшую сторону. Около 25% сдававших этот предмет абитуриентов получили 18-20 баллов, а процент неудов не дотянул и до десяти. Теперь выходит, что через несколько лет этот предмет снова станет неподъемным для наших абитуриентов? А мы, кажется, хотели еще и репетиторство искоренить да единый государственный экзамен ввести по этому предмету. . .
Впрочем, в данном случае упоминание конкретно географии является просто наглядной иллюстрацией общей ситуации. На самом деле по большинству школьных дисциплин картина почти аналогичная. Для поколения 11-летней школы новые учебники (те, что розданы детям сегодня) , по признанию многих учителей, непригодны.
Между тем заметим, качество образования должно определяться не один раз на уровне государственных испытаний, а в процессе обучения. Иными словами, нам куда нужнее систематическое определение уровня знаний учащихся начиная с младших и завершая старшими классами. Для этого прежде всего необходимо периодически — скажем, раз в три месяца — проводить конкретные тесты по конкретным разделам. А ЕГЭ при этом должен стать своеобразным логическим завершением траектории роста знаний учащихся.
И еще. В конце нынешнего экзаменационного марафона министр образования Левон Мкртчян признал, что озабоченность и тревогу Минобра вызывает качество знаний вообще по естественным наукам. По определению министра, "это означает, что школа не выполняет четко свои функции". Выход из сложившегося положения министр усмотрел в разработке концепции по сохранению и развитию естественных наук. А между тем школа с попустительства, а точнее, по указке того же Минобра (ведь не учителя же решили осилить два учебника за год) продолжает свою "нечеткую" деятельность. И пока Минобр раскачается и разработает-таки эту концепцию, ситуация может усугубиться и дойти до крайне кризисной отметки.