Прошедшим летом снизилось количество абитуриентов ЕГУ, зато прибавилось в ЕрАСУ, Экономическом, Педагогическом университетах, что в Минобре объясняют введением в этом году единого государственного экзамена по армянскому языку. Точнее — его результатами. Дескать, в ЕГУ подали заявки те, кто по армянскому получил высокие баллы. Следующий год сулит внедрение ЕГЭ еще и по математике и четырем иностранным языкам. Сие фактически означает, что из экзаменационной обоймы лета-2008 выпадает экономический блок, значительно облегчив абитуриентский марафон. Однако еще неизвестно, как обернутся результаты ЕГЭ по математике и иностранным языкам, какие сюрпризы они преподнесут, где убавится, а где прибавится абитуриентов.
НА ДАННОМ ЭТАПЕ ПОЛНЫМ ХОДОМ ИДЕТ АПРОБАЦИЯ ТЕСТОВ. Впрочем, как бы ни расхваливалась проделанная, кстати, достаточно масштабная работа, ясно одно: тестовые задания по одному и тому же предмету в течение еще нескольких лет будут пытаться нивелировать. Это в свою очередь побуждает наше общество воспринимать систему ЕГЭ весьма неоднозначно. Тем не менее специалисты-сторонники тестовой системы проверки знаний уверены, что с течением времени общество адекватно оценит систему тестирования. Что же касается качества содержания, то и здесь, по их мнению, необходимо время: усредненные, приемлемые для экзаменуемых и экзаменаторов варианты, как правило, находятся через несколько лет апробации, что, дескать, вполне понятно в случае любого нововведения.
В качестве примера сказанному может служить пособие по единому государственному экзамену по армянскому языку и литературе, которое издано с рядом дополнений и изменений. В частности, предлагается не включать в тесты задания, ответы на которые неоднозначны из-за двоякой трактовки тех или иных правил грамматики. Напомним, что таковое имело место нынешним летом среди тестовых заданий по армянскому языку. В результате чего апелляционной комиссией правильными были признаны несколько вариантов ответов по одному и тому же вопросу. В новом пособии представлен также перечень рекомендуемой для прочтения литературы и пр.
Впрочем, изменений и дополнений в новом пособии достаточно, и, по мнению специалистов, это положительно отразится на качестве тестов. Более того, новые тесты по армянскому языку и литературе позволят глубже проверить знания выпускников и абитуриентов. И если в нынешнем году тесты обоих вариантов (А и А+В) были равны по сложности, то в будущем году задания для абитуриентов усложнятся. Однако, несмотря на это, специалисты дают весьма радужные прогнозы, опираясь на результаты пробного тестирования ереванских и армавирских старшеклассников. Последние набрали в среднем 50 баллов из 80 возможных. При этом, дескать, следует учесть, что экзамен проводился в конце октября, а значит, ученики еще не освоили весь школьный материал, который и послужил основой для тестовых вопросов.
МЕЖДУ ТЕМ, ОКАЗЫВАЕТСЯ, ЧЕРЕЗ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ТЕСТЫ ПРОШЛИ И ПРЕПОДАВАТЕЛИ, которые в среднем набрали 70 баллов. Согласитесь, результат не очень-то позитивный. А точнее, результат впечатляющий, если учесть, что тест сдавали учителя, которые, собственно, этот самый школьный материал и преподают. А один из учителей и вовсе набрал всего 35 баллов. . . Кстати, по словам специалистов Центра оценки и тестирования знаний, допустить ошибки некоторые учителя умудрились даже в своих письменных замечаниях и предложениях по тестам.
Конечно, специалисты Центра оценки знаний утверждают, что экзамен среди учителей был проведен не с целью проверки знаний преподавательского состава, а для оценки качества тестов ЕГЭ. Однако при таких показателях "успеваемости" учителей совершенно непонятно, на кого могут быть рассчитаны тесты. Вряд ли неграмотный преподаватель способен чему-нибудь научить детей. Кроме того, вряд ли выявление невежества преподавателей может дать оценку качеству тестов. Соответственно, проведенный с учителями эксперимент, можно с уверенностью сказать, на главные вопросы не ответил. А именно: насколько удачно составлены тесты и способны ли они объективно оценить знания абитуриентов. Единственный вопрос, на который он (эксперимент с учителями) дал ответ, так это востребованность института репетиторства. Очевидно, что такие результаты тестирования преподавателей стали наилучшим пиаром репетиторам. Здесь, кстати, следует отметить, что главной миссией ЕГЭ является в том числе и искоренение института репетиторства. А между тем на практике происходит обратное.
ДА, ЕГЭ — НЕ ПАНАЦЕЯ ОТ ВСЕХ "ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ НАПАСТЕЙ". Однако, согласитесь, качество образования должно определяться не один раз на уровне государственных испытаний, а в процессе обучения. Иными словами, куда нужнее систематическое определение уровня знаний учащихся (а теперь, выходит, и учителей) начиная с младших и завершая старшими классами. Для этого, быть может, необходимо периодически, скажем, раз в три месяца проводить конкретные тесты по конкретным разделам, а ЕГЭ при этом станет своеобразным логическим завершением траектории роста знаний учащихся. Знаний, заметьте, полученных в школе!