Логотип

АРГАМ АЙВАЗЯН: «МОРАЛЬНУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ВАНДАЛИЗМ АЗЕРБАЙДЖАНА НЕСЕТ И АРМЕНИЯ»

Аргам Айвазян — исследователь, благодаря масштабной работе которого культурно-историческое наследие Нахиджевана на должном уровне представлено в арменистике. На протяжении четырех десятилетий А. Айвазян занимается изучением хачкаров Джуги, историко-культурных памятников Нахиджевана, в результате чего было издано более 200 трудов ученого (в том числе 22 книги) , предназначенных как для специалистов, так и для широкого круга читателей.

В апреле состоялась презентация четырех новых книг Аргама Айвазяна, изданных в 2007 году: "Нахиджеван: литературные эссе, исследовательские путевые заметки", "Нахиджеван: атлас исторических свидетельств", "Симфония разрушенных хачкаров Джуги" и посвященный уезду Гохтн третий том шеститомника "Литографическое наследие Нахиджевана". В шеститомник включены более 4500 надписей, датированных X-XIX веками, и более 5000 уникальных фотографий, 90% которых доселе не были опубликованы. В третий том вошли фотоматериалы армянских исторических памятников 27 населенных пунктов уезда.

В "Симфонии разрушенных хачкаров Джуги", изданной на армянском, английском и русском языках, автор вкратце представил историческое прошлое и культуру Джуги. В книге-альбоме содержится 727 фотографий, большая часть из которых представлена впервые. Это первое цельное собрание документальных свидетельств теперь уже навсегда утерянных хачкаров Джуги.

В изданном на английском языке атласе "Нахиджеван: атлас исторических свидетельств" даются лаконичные энциклопедические сведения об истории, культуре, памятниках, составе населения Нахиджевана. На картах обозначены все памятники, отдельно представлены и фотоматериалы. Кстати, в атласе нашли место и расположенные на территории Нахиджевана персидско-сельджукские и азербайджанские памятники.

Кстати, в издании третьего тома "Литографического наследия Нахиджевана" впервые приняло участие государство. Теперь готовится к публикации четвертый том, который тоже будет издан на государственные средства, за что автор искренне благодарен, хотя выделенных средств недостаточно и ему придется искать дополнительные источники финансирования. Кроме того, готовы еще 7 отдельных томов о Нахиджеване. Работает Аргам Айвазян также над двумя очередными фильмами из цикла "Плененный армянский край", посвященными историко-архитектурному, культурному наследию Нахиджевана. Однако опять же все упирается в отсутствие средств. Между тем значение исследований историка трудно переоценить, особенно если учесть уникальность собранных им документальных свидетельств и очевидное стремление Азербайджана переписать историю заново. . .

— Должен сказать, что в советские годы научные круги Армении исследования в Нахиджеване не проводили по ряду причин. В первую очередь из-за того, что, находясь в составе Азербайджана, Нахиджеванская республика полностью находилась в зоне пограничного режима, в силу чего были затруднены въезд и выезд, но это были естественные затруднения. Искусственные же чинились азербайджанскими властями, в их политике любым способом препятствовать исследованиям историко-культурных памятников на территории Нахиджевана, выявлению исторического прошлого этой области. Кроме того, следует отметить, что во главу угла азербайджанской политики было поставлено стремление оторвать Нахиджеван от армянского культурно-исторического прошлого, выселить местное армянское население, что в течение всего советского периода довольно успешно удалось реализовать. К 60-м годам прошлого столетия нахиджеванской проблемы для Азербайджана уже не существовало. Ибо оставшееся к тому времени армянское население было малочисленным — в пределах 6 тысяч, к 80-м годам сократившись и вовсе до 3 тысяч — и состояло в основном из пожилых людей, что фактически уже не являлось проблемой для Азербайджана. Вместе с тем следует отметить полное отсутствие в годы советской власти государственной политики в этом направлении со стороны Армянской Республики. Советская Армения, в отличие от Советского Азербайджана с его целенаправленной политикой, не предприняла почти никаких шагов для сохранения культурных связей, предотвращения периодически проводимых этнических чисток. Аналогичной была ситуация и в Нагорном Карабахе. Такова сегодня ситуация и в Джавахке.

Что же касается последних 20 лет, то, к сожалению, должен отметить, что то же безразличие наблюдается в политике властей независимой Армении начиная с 1990 года. У нас нет национальной программы относительно исторических территорий. Дабы не быть голословным, приведу факты. Азербайджан в 1998 году на государственном уровне спланировал стереть полностью армянский культурный след в Нахиджеване, и сделать это ему, к сожалению, удалось. В течение 1998-2006гг. на территории Нахиджевана азербайджанские власти стерли с лица земли почти все армянские исторические памятники — хачкары, церкви, монастыри, кладбища. Их число переваливало за 27 тысяч. Более того, после осквернения и разрушения памятников сразу же, так сказать, замели следы. Например, после разрушения в 2006 году хачкаров Джуги в течение недели более сотни военнослужащих топили следы этого вандализма в реке Аракс. Все эти факты являются подтверждением настоящего крупномасштабного культурного геноцида, осуществленного на государственном уровне. Ничего подобного на протяжении последнего столетия на государственном уровне не осуществлялось.

— Попытки дать оценку этим фактам вандализма неоднократно предпринимали международные структуры. Однако их соответствующие заявления так и не прозвучали. Как вы считаете, почему?

— Международные организации и, в частности, ЮНЕСКО и комиссия по культуре Евросоюза, безусловно, хотели предотвратить подобные проблемы. Однако им ничего сделать не удалось, поскольку наша страна не проводила с этими организациями соответствующей последовательной работы. Конечно, отдельные заявления с армянской стороны (МИД, общественные организации. — А. Ч.) прозвучали. Но после этого ни разу вопрос культурного геноцида по отношению к нахиджеванским памятникам не поднимался на уровне государства, скажем, во время переговоров президентов Армении и Азербайджана. Отмечу и то, что, тогда как азербайджанская сторона постоянно поднимает проблему вынужденно переселенных с территории Армении азербайджанцев, армянская сторона не ставит вопрос выселения с территории Нахиджевана армянского населения. Я убежден, что моральную ответственность за вандализм на государственном уровне, осуществленный Азербайджаном на глазах у мировой общественности, несет в том числе и Армения. Каждый раз Азербайджан препятствовал посещению Нахиджевана различными международными экспертными группами. Однако в то же время азербайджанцы "привезли" в регион международных экспертов в связи с якобы заселением Арменией освобожденных территорий или пожарами.. . А вот Армении за 8 лет так и не удалось "отправить" в Нахиджеван хоть одну международную экспертную группу. Впрочем, что касается разрушения кладбища в Джуге, то туда экспертам и ездить не надо, поскольку фактографического материала, заснятого на видео- и фотопленку, предостаточно.

В последние годы не раз на уровне представителей МИД, Минкульта, других должностных лиц, ученых Азербайджана звучали заявления о том, что в Нахиджеване нет и никогда не было армянских памятников. При этом они забывают, что есть достаточно книг, причем изданных в том числе в Азербайджане азербайджанскими авторами еще в советское время, свидетельствующих о наличии армянских памятников на территории Нахиджевана. Более того, есть многочисленные издания на русском языке, опубликованные в России еще в досоветский период, доказывающие циничную ложь Азербайджана. Однако все дело в том, что армянская сторона, увы, на государственном уровне не предпринимает ответных шагов. Эти проблемы не ставятся перед международными организациями. Надо сказать, что в вопросах пропаганды армянская сторона сильно отстает от Азербайджана, а реакция на различные искаженные, далекие от действительности публикации, касающиеся культурно-исторического наследия Нахиджевана, Арцаха, Армении, следует далеко не всегда и с большим опозданием.

— Но сложившаяся ситуация не только плод бездеятельности армянских властей, но и результат политики двойных стандартов в позиции международных организаций?

— Без сомнения. Международные организации, в том числе и ЮНЕСКО, являются по своей сути общественными организациями. Ни одна из них не заинтересована в том, чтобы решить эти проблемы, хоть это и является, если говорить конкретно о ЮНЕСКО, их обязанностью. Учитывая сложные политические отношения между Арменией и Азербайджаном, ни одна организация не желает, скажем, наказать виновную сторону, дабы решить проблему уничтожения исторических памятников. Обратимся к конкретным фактам.

И Армения, и Азербайджан являются членами ЮНЕСКО, на которых возложены обязательства по реставрации и сохранению находящихся на территории данной страны исторических памятников. Азербайджан не только не выполняет свои обязательства, а наоборот, варварски уничтожает представляющие историческую ценность памятники. ЮНЕСКО вправе призвать к ответственности, наказать Азербайджан и лишить его членства в организации. Но этого не делается. Почему? Потому что Армения слишком слабо отстаивает свою позицию. А взамен уже Азербайджан выдвигает против нашей страны извращенные обвинения. . . Очевидно, что, долгие годы находясь в культурной и научной войне с Азербайджаном, наша страна не предпринимает адекватных целенаправленных, организованных действий. К примеру, изданной на трех языках книги-альбома "Симфония разрушенных хачкаров Джуги", предназначенной для широкого круга читателей, не найти ни в МИДе, ни в Минкульте Армении. Я предлагал этим ведомствам приобрести определенное количество этой и других, скажем, изданной на английском языке книги-атласа о Нахиджеване, содержащей исчерпывающие сведения об истории начиная с древнейших времен, населении, культуре, историко-культурных центрах, архитектурных памятниках и пр. Но эти ведомства оказались безучастны к проблеме. А в итоге получается, что действия нашей страны в научной и политической областях не сочетаются, нет системного государственного подхода. И мы, как правило, констатируем уже свершившийся факт вместо того, чтобы попытаться его предотвратить.

Кстати, недавно я обратился с письмом к министру иностранных дел Эдварду Налбандяну с тем, чтобы министерство приобрело определенное количество книг "Нахиджеван: атлас исторических свидетельств" и "Симфония разрушенных хачкаров Джуги". Они очень пригодятся нашим посольствам, которые, следует отметить, почти не знают о проблеме Нахиджевана. Отмечу также, что наши атташе по культуре очень плохо работают. Приведу лишь два факта. В 2006-м в армянском посольстве в Москве открылась фотовыставка, посвященная памятникам Нахиджевана, состоялись круглый стол, научный форум. Представляете, никто из армянского посольства не пришел на эти мероприятия! При этом в них приняли участие различные российские организации, бывший посол России в Армении Ступишин. . . В ноябре 2007-го Гарвардским университетом и Национальной организацией армянских исследований Бельмонта были организованы мероприятия, посвященные проблемам Нахиджевана. И армянское посольство в США, и представители Церкви, Ай Дата проявили полную пассивность, зато высокую активность продемонстрировали Посольство Азербайджана, азербайджанские организации в США, МИД АР, которые всячески пытались сорвать мероприятия.

Я могу понять азербайджанцев, которые в своих книгах, скажем, на международных ярмарках представляют Ахпат, Татев, Гарни как азербайджанские исторические памятники. Искажение фактов, фальсификация истории — целенаправленная государственная политика Азербайджана. Но я не понимаю нашу более чем пассивную позицию в этом плане, когда мы говорим, что, мол, все знают, что из себя представляет Армения. Нет. Не знают!

— Каким вам видится выход, может, необходимо создать какую-то новую структуру?

В ближайшее время, возможно, я выступлю с таким предложением. Думаю, необходимо создать международную организацию по защите армянских памятников, которая объединит все армянство. Убежден, что штаб-квартира этой организации должна находиться за пределами Армении, скажем, в одной из европейских стран. Членами этой организации должны стать государственные структуры Армении, Армянская церковь, общественные организации, армянская диаспора. Миссией этой организации должна стать защита всех армянских исторических памятников на территории других государств. Если этого сейчас не сделать, то наше историко-культурное наследие на территории других государств в течение ближайших 20-30 лет мы можем потерять.