Логотип

ПЕЙТЕ, ДЕТИ, МОЛОКО…

Кто, какое ведомство сегодня контролирует меню школьных буфетов?

Есть ли нормативные акты, регулирующие ассортимент школьного питания? Уверена, ознакомившись с меню школьных буфетов, аналогичные вопросы возникнут практически у любого представителя старшего поколения. Недавно десятилетняя учащаяся одной из столичных, так называемых престижных школ, с упоением перечислявшая широкий ассортимент далеко не школьного питания буфета своего учебного заведения, поведала корр."ГА" про излюбленный завтрак на большой перемене — гамбургер или пицца с колой или холодным растворимым кофе. Согласитесь, есть от чего прийти в недоумение и задаться вышеупомянутыми вопросами…

Минздрав, Государственная гигиеническая и противоэпидемиологическая инспекция, управление агропереработки и безопасности продуктов питания Минсельхоза, инспекция по безопасности продуктов питания Минсельхоза — вот те инстанции, разговаривая с представителями которых корр."ГА" тщетно пыталась выяснить, кто контролирует меню школьных буфетов. Оказалось — никто. Несомненно, в сопоставлении с указанной задачей перечень перечисленных ведомств может показаться несколько странным. По крайней мере по части Министерства сельского хозяйства. Однако напомним, что функции контроля санитарно-гигиенических условий, а также контроль за качеством продовольствия в магазинах, цехах, объектах общественного питания возложены на минсельхозовскую инспекцию.

Причем качеством продовольствия они занимаются уже почти год, а бремя надзора за санитарно-гигиеническими условиями правительство возложило на инспекцию в начале июня. Заметим, однако, что к проблеме безопасности продовольствия здесь предпочитают подходить глобально и до такой "мелочевки", как школьные буфеты, их руки пока не дошли. Впрочем, справедливости ради отметим, что в планах инспекции все же значится мониторинг школьных и детсадовских пищеблоков.

Повторюсь, чем именно (речь о здоровой и нездоровой пище) питаются дети в школьных буфетах, практически никого из соответствующих чиновников не интересует. Потому как это не входит в их обязанности. По словам начальника управления агропереработки и безопасности продуктов питания Минсельхоза Г.Казаряна, ответственность за качество школьного меню несет тот, кто заведует буфетом. Продукты должны иметь сертификат соответствия, мясу полагается еще и ветсправка — и все. А уж насколько эта еда полезна или вредна для детского или подросткового организма, не важно. Дескать, никто не доказал, что, например, кока-кола или так называемый фастфуд опасны. Ни в одном из отечественных нормативных актов нет каких-либо ограничений по этому поводу. Мол, всего лишь общеизвестно, что эта еда детям не рекомендуется… Со своей стороны заметим, да, не рекомендуется и тем не менее широко наличествует в буфетах армянских школ. Ассортимент тут широкий: кока, фанта, консервированная желто-коричневая бурда в пластиковых стаканчиках, именуемая чаем или кофе, гамбургеры, пиццы, круассаны, донатсы и прочая фастфудовская дребедень. Между тем, как заметил в беседе с корр. "ГА" начальник отдела гигиены детей и подростков Государственной гигиенической и ротивоэпидемиологической инспекции А.Исраелян, число здоровых детей за весь период обучения в школе с 95% сокращается до 70%, чему виной становится в том числе и нездоровое питание, способствующее нарушению обменных процессов в организме. В советские годы во всех образовательных учреждениях популярные и даже обязательные для учащихся младших классов молоко и кефир теперь почему-то отодвинуты на дальний план, и школьники отдают предпочтение далеко не здоровой пище. А посему список социальных болезней дополнился в последние годы еще гастритом и ожирением. Но если на Западе проблема лишнего веса характерна для бедных слоев населения, то у нас лишними килограммами обрастают в основном люди обеспеченные. Впрочем, проблема лишнего веса сегодня обрела глобальные масштабы. Тревогу бьют Америка, Европа, где в последние годы наблюдается самая настоящая эпидемия ожирения, охватившая почти 30% детей.

Между тем наши минздравовские специалисты утверждают, что люди толстеют в том числе и из-за того, что энергетическая ценность их рациона не соответствует энергозатратам организма. Как отметил А.Исраелян, суточный рацион детей 7-10 лет составляет около 2300 килокалорий, а подростков 11-17 лет — 2600 килокалорий. Однако тут важно не количество, а качество потребляемой пищи. Вместо калорий куда важнее учитывать соотношение в продуктах белков, жиров и углеводов. Здоровый подход к еде, без сомнения, держится на трех китах: деньги, ассортимент продуктов и уровень знаний. Вот тут-то, как говорится, и зарыта собака.

Повторюсь, ассортимент продуктов, поступающих в школьные буфеты, никак не ограничивается и не контролируется. Обязательно разве что наличие сертификата соответствия (кстати, в скольких школьных буфетах на самом деле эти сертификаты представят — бо-о-ольшой вопрос). Более того, представитель ведомства, которому переданы практически все функции контроля за пищевыми продуктами, человек, занимающий сегодня кресло начупра безопасности продуктов питания Минсельхоза, спокойно утверждает, что ни один нормативный акт не содержит запрета на колу, фастфуд и пр. в школьных буфетах. А начальник управления по безопасности продуктов питания инспекции Минсельхоза А.Варжапетян без обиняков заявил, что не видит здесь никакой проблемы, ибо, если школьник хочет выпить "колу", он все равно купит ее на улице, в близлежащем ларьке.

Мягко говоря, несколько удивительно, что люди, которые хотя бы по долгу службы обязаны ратовать за здоровое питание, беспокоиться о повышении уровня соответствующих знаний граждан, этого не делают. Что эти "ответственные" чиновники не видят разницы между школой, где, собственно, и должно (в том числе и с их подачи) воспитываться у детей осознанное отношение к здоровому питанию и прививаться культура

здорового образа жизни, и улицей. Что сии государственные мужи не осознают всей ответственности, возложенной на них, не осознают, что в первую очередь являются представителями государственных интересов, в число которых наличие нездорового молодого поколения явно не входит.