"Концепции", "Стратегии", "Политики", а у молодежи проблем меньше не становится. Выпускник школы не знает, кем стать, чтобы избежать участи безработного
Проблемам занятости молодежи, качества и оплаты их труда был посвящен прошедший на днях круглый стол, инициированный Республиканским союзом работодателей (промышленников и предпринимателей) Армении (РСРА). В обсуждении приняли участие руководители колледжей, вузов, представители Республиканского центра занятости, Центра профориентации молодежи. Впрочем, оно было очередным в цикле мероприятий, организованных РСРА, для выработки стратегии молодежной занятости. Но, отметим сразу, на обсуждение не явились ни представители Министерства труда и соцобеспечения, ни Министерства спорта и по делам молодежи. Тем самым фактически смысл данного собрания был сведен к минимуму, поскольку обсуждаемый круг вопросов касался непосредственно этих ведомств, а квинтэссенцией мероприятия было помочь ключевым министерствам приступить к разработке стратегии молодежной занятости.
Мы все живем в одной стране, заинтересованы в ее процветании, а значит, все вместе должны делать одно дело, должны объединить усилия для достижения наилучшего результата. Это мнение директора Союза работодателей Гагика МАРКАРЯНА, судя по всему, отнюдь не разделяют министерские чиновники, проигнорировавшие обсуждение, — мероприятие, которое, не исключено, могло бы оказаться для ответственных за сферу полезным в их попытках разобраться в ворохе молодежных проблем, разрешить хотя бы одну из стоящих задач.
Как известно, Минтруда и соцобеспечения разработало проект стратегии занятости, а Министерство спорта и по вопросам молодежи — государственную молодежную политику на 2008-2012гг. Так вот, к слову сказать, Союзу работодателей, как выяснилось в ходе обсуждения, не внушают доверия статданные, анализ и выводы минсобесовского документа. Кроме того, по мнению РСРА, стратегия занятости ограничивается в основном лишь деятельностью Минтруда, тогда как в сей документ должна быть включена и работа Министерства экономики, и необходимые для развития малого и среднего предпринимательства законодательные изменения, и, конечно же, система образования. Последняя, дескать, стимулирует подготовку дипломированных безработных, а разработчики стратегии занятости обошли ее вниманием, лишь сухо констатировав факт неудовлетворительного уровня образования.
На отсутствие государственного подхода в решении проблемы качественного образования, квалифицированных молодых специалистов посетовал ректор Института туризма А.МИНАСЯН. По его мнению, сегодня выпускник школы не знает, кем стать, чтобы не пополнить ряды армии безработных. Государство должно четко информировать молодежь, какие именно специалисты и какой квалификации ему понадобятся в ближайшие 10-15 лет. По словам А.Минасяна, есть лишь декларативные заявления о приоритетности той или иной сферы, и только. Кроме того, даже если отечественная образовательная система "выдаст" высококвалифицированных, соответствующих международным стандартам специалистов, то они в стране не задержатся, если государство не обеспечит их соответствующими условиями работы и оплаты труда. А в итоге выйдет, что мы вложили усилия и выпустили кадры для другого государства. Ректор Института туризма не стал далеко ходить за примерами. Он сообщил, что, согласно расчетам Международной туристической организации, на 10 туристов, посетивших страну, приходится 1 рабочее место. Г-н Минасян также напомнил, что в Армении принята концепция развития туризма вплоть до 2030 года, по которой страну должны посетить 3 млн иностранцев, количество же внутренних туристов составит 1,5 млн. Так нельзя ли тем, кто писал эти цифры, рассчитать количество необходимых рабочих мест? Уточнить, сколько и какой квалификации специалистов нужно, ведь сегодня и стандартов-то четких нет, каждый делает что хочет, посетовал г-н Минасян.
Еще одна проблема, на которой остановились участники обсуждения, — неисследованность отечественного рынка труда и, соответственно, трудности спланировать востребованность тех или иных специалистов всего-то через пару-тройку лет. Три директора колледжей в один голос констатировали, что не могут угнаться за рынком труда из-за отсутствия прогноза рабочих мест на обозримую перспективу. Дескать, пока они готовят и выпускают рабочие кадры, оказывается, что таковые уже не нужны. А посему колледжи видят выход в сокращении срока обучения, планируют перейти на ускоренное образование, сократив время обучения с почти 2- 4 лет (1 год и 10 месяцев на базе средней школы и 3 года 10 месяцев на базе основной школы) до 1-2 лет. Однако, по мнению Г.Маркаряна, и этот срок достаточно длительный для того, чтобы успеть отреагировать на изменения на рынке труда.
Впрочем, по словам одного из руководителей колледжа, основная проблема упирается в оплату труда рабочих, которая слишком мала. Дескать, все время говорится о нехватке рабочих кадров, колледж, к примеру, готовит токарей, но учиться на токаря молодые люди не идут из-за низкой зарплаты. Кстати, говоря об оплате труда молодых специалистов, Г.Маркарян привел данные из документа, разработанного Министерством спорта и по делам молодежи, отметив, что последние весьма несоразмерно оценивают свои навыки и умения. Так, несмотря на отсутствие опыта работы, большинству из опрошенных молодых людей хотелось бы получать зарплату в пределах 80-150 тысяч драмов. Лишь 7% опрошенных готовы пару лет проработать за 45 тысяч драмов. Отметим, что, по данным Нацстатслужбы, среднемесячная номинальная зарплата в июле нынешнего года составила 87908 драмов (62253 драма — у бюджетников, 108679 драмов — у внебюджетников).
Выразив недовольство качеством документа, разработанного молодежным министерством (государственная молодежная политика на 2008-2012гг.), г-н Маркарян подчеркнул, что сложилась порочная традиция, когда вся молодежь, не задумываясь о дальнейшем трудоустройстве, стремится поступить в вуз, в то время как в стране практически не иссякает спрос на рабочие специальности. По данным Центра профориентации молодежи, уровень безработицы среди людей 16-30-летнего возраста составляет 43%. А 56% трудоустроенной молодежи работают не по своей специальности.
И еще. Явление, которое наверняка нельзя обойти вниманием. Когда речь зашла об устаревшей материально-технической базе колледжей, непереподготовленных преподавателях, неудовлетворительном уровне, а то и вовсе об отсутствии практики у студентов и, соответственно, низкопробной продукции колледжей — выпускаемых неконкурентоспособных кадрах, — одним из представителей РСРА, кстати, преподавателем вуза, было озвучено мнение, которое руководители колледжей в общем-то не оспаривали. А значит, соглашались?! Дело в том, что выпуск некачественной продукции сии мужи объяснили низкой заработной платой преподавателей. Дескать, как им платят, так они и учат. Согласитесь, это не может не настораживать. Здесь явно есть над чем подумать, особенно если учесть, что подобное мнение довольно распространено даже среди той части нашей общественности, которая получает принятую по республике среднюю зарплату…