По оценке ряда европейских экспертов, ежегодный ущерб, нанесенный экономике Армении в результате блокады со стороны Турции, составляет около 500 млн долларов. По оценке Госдепа США, блокада увеличивает расходы Армении на 30-35%. Между тем, по другим данным, ежегодный товарооборот между Арменией и Турцией, осуществляемый через третьи страны, в основном Грузию и Иран, составляет порядка 40 млн долларов. Согласно исследованиям ВБ и МВФ, в результате снятия экономической блокады Армения могла бы удвоить свой экспорт и сократить вдвое торговый дефицит. Как бы то ни было, но вопрос экономических последствий открытия армяно-турецкой границы не столь однозначен. Его обсуждают, он вызывает споры у экспертов, придерживающихся полярно противоположных точек зрения.
Позиция одних экспертов сводится к тому, что открытие границ с Турцией не таит в себе опасности для нашей экономики, просто нам следует осуществить некоторые перестановки в экономической деятельности. Конечно, мы еще не знаем, какие товары будут импортированы и какой объем товарооборота нас ожидает, однако по части тех товаров, которые сейчас импортируются в Армению, можно сказать, что нашей экономике не будет нанесен ущерб. Просто на первоначальном этапе следует переподготовить нашу экономику согласно предложению и спросу. Но уже сегодня существует множество сфер, в которых две страны могут развивать двустороннее сотрудничество — в частности, пищевая и текстильная промышленность, не меньший интерес представляет и сфера туризма.
Свободное сообщение между Турцией и Арменией многие считают взаимовыгодным. Для Турции экономическое сотрудничество с Арменией имеет значение прежде всего в контексте развития ее северо-восточных вилайетов. Данные районы представляют собой экономически наиболее отсталые провинции. Здесь отсутствует современная промышленность, весьма замедлен рост, особенно в Карсе, Ардагане, Артвине, Игдире, Эрзеруме и др. Основными товарами, произведенными здесь, могут быть зерно, молочный порошок, цитрусовые, табачное сырье, шерсть, кожа, корма для скота.
Установление торгово-экономических связей с Турцией выгодно и Армении, которая получит возможность продавать восточным районам Турции электроэнергию, выйти на большой турецкий рынок и посредством контакта с турецкой стороной расширить торгово-экономические отношения с европейскими странами.
Примерно год назад в Армении состоялась научная конференция "Экономические и социальные последствия открытия армяно-турецкой границы". В ходе этого форума прозвучало мнение в том числе и о том, что открытие границы позволит Армении стать транзитной страной, а также сократить транспортные расходы на импортируемые в страну товары. Но существует и другая группа экспертов, которая полагает, что открытие границы поставит под угрозу едва встающую на ноги промышленность Армении и от этого выгадают только импортеры. Вслед за иранцами теперь уже турки заполонят страну некачественным и дешевым товаром, снижая конкурентоспособность в стране отечественных производителей.
Противники идеи налаживания армяно-турецкого торгово-экономического сотрудничества приводят и другие аргументы. Так, существует мнение, согласно которому Армения, сполна ощутив негативный эффект блокады, нашла альтернативные пути развития и в конце концов свела блокадные издержки до минимума. Республика перепрофилировала экономику на производство и переработку малогабаритной продукции (в основном ювелирной) с низким транспортным коэффициентом, тем самым максимально нивелировав последствия простоя коммуникаций.
Согласно другой точке зрения, в сложившейся региональной конъюнктуре имеющийся в Армении экономический рынок объемом 1-1,5 млрд долларов, особенно рынок товаров широкого потребления, перспективен именно для Турции. А если учесть, что в Турции и Армении получили развитие одинаковые экспортные отрасли — производство трикотажа, обуви, одежды, электротехнических и резинотехнических изделий, алюминия и меди, некоторых пищевых продуктов, то здесь появляется реальная угроза вытеснения турецкими товарами армянских, с армянских же рынков. Иными словами, после открытия границы возрастет опасность экономической экспансии со стороны Турции. Цены на турецкие товары достаточно низкие, и армянские товары станут неконкурентоспособными, наводнение же армянских рынков турецкими товарами будет иметь катастрофические последствия для отечественной промышленности. Еще одно опасение связано с тем, что турецкий капитал поглотит армянские предприятия.
А вот что думают по этому поводу сами отечественные производители. Корр. "ГА" провела небольшой опрос среди руководителей производственных предприятий Армении, попросив их ответить на один вопрос: что даст армянскому производителю открытие границы с Турцией?
Гоар ЕНОКЯН, президент ОАО "Гарун":
—ТАК ИЛИ ИНАЧЕ, НО УЖЕ 18 ЛЕТ ТУРЕЦКИЕ ТОВАРЫ заполоняют армянский рынок. Оттуда в Армению поступают и готовая продукция, и сырье — ткани, нитки, фурнитура. Открытие границы поможет утрясти наши транспортные проблемы, и выиграют от этого в основном лишь импортеры. Думаю, что на конкурентоспособности отечественной легкой промышленности это не отразится, ибо в основном сырье завозится к нам из Турции. Однако сырье и готовая продукция — это большая разница. И если увеличится объем импортируемой готовой продукции, речь о продукции легпрома, то это перекроет кислород местным производителям. Что касается самого предприятия "Гарун", то оно является армяно-германским СП. Сырье привозят сами немцы, и в случае открытия границы с Турцией транспортировка обойдется им дешевле.
Сурен БЕКИРСКИ, руководитель ОАО "Тосп":
— НАС ПОГЛОТЯТ ЭКОНОМИЧЕСКИ. Впрочем, при любом раскладе так оно и будет — либо турки, либо русские. Хотя, с другой стороны, в Армению потекут инвестиции, и это уже хорошо.
Пап БАДАЛЯН, исполнительный директор ЗАО "Шен-концерн":
— МНОГИЕ ДУМАЮТ, ЧТО С ОТКРЫТИЕМ АРМЯНО-ТУРЕЦКОЙ ГРАНИЦЫ в нашу страну хлынет волна дешевых товаров, создав тем самым еще одну проблему для отечественного производителя. Но не следует сбрасывать со счетов, что в Армению с тем же успехом начнет поступать и дешевое сырье и что мы поблизости будем иметь большой рынок сбыта — как, скажем, Карс, Ван, Эрзерум. Поэтому отношение к данному вопросу у нас весьма положительное.
Норайр МУРАДЯН, коммерческий директор ЗАО "МАП":
-ТОЛЬКО ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ПОДВИЖКИ. Посмотрите, в какой ситуации находится местный производитель сейчас, когда граница на замке. Разве может положение ухудшиться в случае, если дороги откроются? Конечно же, нет.
Карен ГОМЦЯН, директор ООО "Лентекс":
— ОТКРЫТИЕ ГРАНИЦЫ ПОЗВОЛИТ ЗАВАЛИТЬ армянский потребительский рынок турецкими товарами. От этого армянские потребители только выиграют. Однако армянским производителям ничего хорошего это не сулит. Местное производство просто не выдержит такой конкуренции и выпадет из нее. Так что с точки зрения потребителя это, быть может, и хорошо. Впрочем, как это ни парадоксально звучит, я не против, а наоборот, за открытие границы. Объясню почему. Подешевеет сырье, импортируемое к нам из-за границы, меньше времени будет уходить на дорогу. И потом, если турки в чем-то превосходят нас, то мы быстрее подтянемся, внедрив, скажем, более современные технологии…
Лилия ГАБРИЕЛЯН, экспорт-менеджер компании "Котайк":
— ЭТО ДАСТ НАМ БОЛЬШИЕ ПРЕИМУЩЕСТВА. Так как сегодня налицо транспортный кризис и каждый месяц транспортники увеличивают плату на 300-400 долларов за вагон. Что же касается местного рынка, то думаю, что открытие границы пойдет ему только на пользу.