
Арцах – Россия – Америка – Франция — Армения
Национальная галерея Армении преподнесла нам очередной сюрприз: там открылась постоянная выставка скульптур и графики ярчайшего представителя армянского ваяния первой половины ХХ в. — ученика Родена Акопа Гюрджяна. В экспозиции – около 50 скульптур и 20 картин, создающих полное представление о многожанровом творчестве А.Гюрджяна. Эти работы — часть огромной коллекции (460 экспонатов), подаренной галерее после смерти скульптора его вдовой Айкануш Галамян.
Уроженец Шуши (род.в 1881г.), Акоп Гюрджян рос в многодетной семье. После смерти родителей его воспитывал старший брат Грикор. Еще в детстве, часами копаясь в глине, Акоп лепил разные фигурки, любил высекать из камня животных, нередко вызывая недовольство старших. В 1899г. Грикор определил Акопа в реальное училище Фидлера в Москве. Гюрджян знакомится со скульптором Паоло Трубецким, который не только помог ему советами, но и позволил работать в своей мастерской. Акопу было 19 лет, когда талантливому юноше посоветовали продолжить учебу в Париже. Гюрджян последовал совету, но позже, а пока переехал в Баку, где работал чертежником, служил в инженерном батальоне.
Встреча с Айкануш Галамян в корне изменила его жизнь: женившись на шушинской красавице, Акоп по настоянию родителей жены поступает на медицинский факультет в Монпелье. Однако, так и не увлекшись престижной профессией врача, он летом 1907г. переезжает с супругой в Париж и поступает в академию Жюлиана.
Учеба у П.Ландовского, Р.Ш.Верне и А.Л.Гребера становится почвой, на которой формируется творчество А.Гюрджяна. Знакомство же с Огюстом Роденом, в мастерской которого часами просиживал молодой армянин, стало для него мощным источником вдохновения, питая его творчество смелыми идеями.
В 1914 году Гюрджян возвращается в Россию. В этот период он общается с М.Горьким и создает его скульптурный портрет, участвует в выставке "Мир искусства" и сталкивается с неодобрением критики. Поездка в Тифлис вновь вдохновляет его на творчество, и за короткий срок он создает несколько скульптур. И снова Москва, где его застает Октябрьская революция: 4 года скульптор работает под знаком "монументальной пропаганды", идущей вразрез с его представлениями о свободе творчества и новациях в искусстве. В 1921г. скульптор возвращается в Париж навсегда. Добиться разрешения на выезд из Советской России удается благодаря убедительному предлогу — "спасти оставленные во Франции работы". Кстати, в Париже действительно было что спасать: его мастерская была занята, работы свалены в кучу, многие повреждены или разбиты.
Попытки заработать творчеством оказались безуспешными, материальный достаток в первые годы пребывания в Париже ему приносит лишь преподавание. Осенью 1923 г. А.Гюрджян отправляется в США, получив приглашение преподавать скульптуру в Нью-Йорке. И снова – отсутствие заказов и финансовые проблемы. Но скульптор не сдается и весной 1924г. устраивает персональную выставку в Kingor Gallery: Гюрджяну удается продать несколько работ, получить заказ на создание барельефа, стать известным в творческих кругах Нью-Йорка.
Спустя три года в одном из престижных выставочных центров Парижа Hotel Jean Charpentier Акоп Гюрджян вновь организует персональную выставку. Около 100 его работ вызвали огромный интерес у посетителей, найдя широкий отклик в прессе и позволив поправить благосостояние. За 5 лет скульптор участвует в выставках французского, русского и армянского искусства во Франции, Бельгии, Японии, становится постоянным участником выставок в парижском Salon des Tu’leris. В этот период он создает многие свои шедевры, растет его популярность, его работы скупаются богатыми коллекционерами и некоторыми музеями мира.
Творческий путь Акопа Гюрджяна не был безоблачным. Так, был отвергнут его проект памятника воинам-армянам – участникам Первой мировой войны, так и не был установлен заказанный русской общиной Парижа к 1937г. памятник Пушкину, как и памятник Марксу, над проектом которого он работал вместе со скульпторами Алешиным и Кольцовым. В 1935г. у Гюрджяна обнаруживается стенокардия, которая прогрессирует, мешая творчеству. В послевоенные годы он практически не занимается скульптурой, отдав себя рисованию.
Акоп Гюрджян не ограничивался одним стилем или жанром пластического искусства. Если в его первых работах (бюсты Толстого, Маргариты Ширванзаде, И.Добровейна и др.) чувствуется большое влияние Родена, то с 1920-х гг. в творчестве появляются и сюжетные работы: это около 25 композиций — "Спящий демон", "Христос", "Танго", "Коррида", "Пиета" и др. В это же время он по заказу промышленника Кузнецова создает гарнитур для письменного стола: (из 8 предметов сохранились подставка для лампы "Стремление к свету", нож для бумаги и пресс-папье).
Снискав славу портретиста, А.Гюрджян проявил себя также в монументально-декоративной скульптуре и анималистике, а в 30-е гг. обращается к ню: наиболее известные из его работ в этом жанре "Молодость", "Молодость.Мысль", "Кариатида", "Спящая", "Юность. Обнаженная с цветком в руке", "Торс". Единственной мужской фигурой в этом жанре является портрет танцора и балетмейстера Сергея Лифаря.
Акоп Гюрджян потрясающе тонко чувствовал художественную выразительность и пластические возможности любого материала. Он умел подчинить себе любой камень — гранит, мрамор, известняк, а также гипс, дерево, терракоту, бронзу, выбирая то, что больше гармонировало с его творческой задумкой. Гюрджяну принадлежит ряд ярких скульптурных портретов представителей русской и армянской культуры: А.Ширванзаде, А.Чопаньян, И.Добровейн, Ал.Толстой, Г.Якулов, М.Сарьян, М.Горький, Ф.Шаляпин, С.Рахманинов, Бетховен – в каждом образе есть глубокая психологическая характеристика и удивительная художественная выразительность.
Акоп Гюрджян — первый армянский скульптор, чье творчество обрело общечеловеческое звучание. Умер скульптор в 1948г. признанным критиками и коллегами, популярным среди почитателей этого жанра искусства. Спустя 10 лет после смерти благодаря усилиям его вдовы А.Галамян из парижской мастерской в Армению прибыли около 400 его работ, обогатив не только гюрджяновский фонд Картинной галереи, но и всю сокровищницу армянской культуры.
В 2006г. в одном из залов Национальной галереи Армении открылась выставка к 125-летию Акопа Гюрджяна, где впервые экспонировались 20 его графических работ, выполненных пастелью, акварелью, мелками, тушью. Темы картин – эпические и библейские мотивы, эскизы памятников, интерьеров. В парижской же галерее Родена творчеству Гюрджяна был посвящен отдельный стенд. В том же году в память об Акопе Гюрджяне была выпущена юбилейная монета номиналом в 10 000 армянских драмов, выполненная в золоте, с изображением его бюста на одной стороне и скульптуры "Саломея" на другой.
Открытие отдельного экспозала Акопа Гюрджяна в Национальной галерее Армении стало еще одним шагом к признанию его величия. К 70 экспонатам, возможно, добавятся еще несколько работ скульптора, находящиеся на реставрации. Остальные творения Гюрджяна хранятся в запасниках галереи или демонстрируются в общих залах. Немалая часть творческого наследия Гюрджяна украшает лучшие музеи и частные коллекции в разных странах мира.

330 семей в родные пенаты ежегодно
Одна из составляющих программы организации возвращения внутренне перемещенных лиц в места своего проживания, которую одобрило правительство в прошлый четверг, предполагает реконструкцию 16433 поврежденных домов и восстановление 1694 полностью разрушенных домов приграничной зоны. Об этом сообщил на пресс-конференции руководитель Агентства миграции при Министерстве территориального управления Гагик ЕГАНЯН. По его словам, до недавнего времени проблемы внутренне перемещенных лиц не были изучены, из-за чего, собственно, становилось невозможным уяснить задачи и пути их решения. Теперь эти проблемы не только исследованы, но и разработана программа содействия тем, кто пожелает вернуться в свои села в приграничной зоне.
Гагик Еганян сообщил, что из-за боевых действий азербайджанцев в 1992-94гг., периодического обстрела армянской приграничной зоны у нас в республике появилась категория населения, называемая внутренне перемещенными лицами, — одна из разновидностей вынужденных переселенцев. Обстрелу подвергались территории 5 марзов – Гегаркуник, Тавуш, Сюник, Арарат и Вайоц Дзор, что составляет более половины (57%) всей территории Армении. В те годы там проживала четверть населения (976 тысяч человек) республики. "Из-за разрушенных домов, заминированных территорий, постоянной опасности оказаться жертвой снайпера, по нашим оценкам, 72 тысячи людей вынуждены были уйти с мест своего постоянного проживания", — отметил Г.Еганян, добавив, что спустя лишь десятилетие была поставлена задача — выяснить, где находятся эти люди и намерены ли они при соответствующих условиях вернуться в родные пенаты. Исследование, которое осуществило в 2004-05гг. Агентство миграции совместно с Норвежским советом беженцев, охватывало 186 населенных пунктов приграничной зоны. Оно проходило в два этапа. Задачей первого этапа было выяснить, куда переселились жители приграничной зоны, где на данный момент проживают. Работа во втором этапе должна была дать ответ на вопрос: при каких условиях они вернутся в места своего проживания?
Оказалось, что 26 тысяч внутренне перемещенных лиц уже выехали за пределы Армении. 21270 человек все еще проживают на родине, но вдали от родного села. В основном они нашли пристанище в райцентрах, некоторые переехали в Ереван. Из этих людей, по словам Г.Еганяна, работникам агентства удалось встретиться и поговорить с 18091 переселенцем. Выяснилось, что половина из них (9692 человека), не дожидаясь какой-либо помощи и поддержки, вернулась в свои села. Из остальных 1005 семей (или 2604 человека) изъявили желание вернуться при условии определенной помощи со стороны государства.
Посему при разработке программы организации возвращения был учтен ряд принципов предоставления помощи исходя из желаний "репатриантов". Программа имеет две составляющие, в первую из которых входит, в частности, финансовая помощь. Так, каждый член семьи получит 45 долларов на транспортные расходы, еще 600 долларов будет выделено семье для приобретения семян и инструментов плюс единовременное пособие в размере 105 долларов. "Другой компонент программы предполагает реконструкцию 16433 поврежденных и восстановление 1694 разрушенных до основания домов, на что уйдет львиная доля средств", — отметил начальник агентства, добавив, что восстановлены будут дома не только для возвращенцев, но и для тех, кто уже там проживает. По словам Г.Еганяна, на восстановление одного разрушенного дома будет выделено 7700 долларов для постройки одной комнаты площадью 32 кв. метра и создания минимальных бытовых условий. А приведение в божеский вид, то бишь частичный ремонт 16433 поврежденных домов, обойдется примерно в 1500 долларов каждый.
Гагик Еганян отметил, что реализовать программу общей стоимостью 38,52 млн долларов планируется в течение трех лет, создавая соответствующие условия для возвращения в приграничные села более 330 семей в год. Причем 37,7 млн долларов – та самая львиная доля, которая будет направлена на восстановление жилищ. Начальник агентства отметил, что средства на реализацию программы предполагается изыскать от международного сообщества организаций- доноров, что, по его мнению, достаточно амбициозное намерение, но тем не менее вполне обоснованное. Г.Еганян объяснил, что прибывший весной прошлого года в Армению спецпредставитель ООН по линии перемещенных лиц, ознакомившись с проделанной работой, дал добро на реализацию программы.
На вопрос корр. "ГА", исключает ли начальник агентства повторение случаев, аналогичных тем, которые были обнаружены контрольной палатой (когда в некоторых населенных пунктах республики сертификаты на приобретение жилья или, скажем, средства на приобретение здания для школы были выделены, но конечный результат не был не достигнут), ответил, что время покажет. По его словам, программа разработана так, чтобы была реализована эффективно. Каждая из 1005 семей поставлена на учет по отдельности, а посему программа не содержит столько рисков, как может показаться.
