Логотип

НАЛОГ ДЕФИЦИТА СОВЕСТИ

Незадолго до последних выборов в Национальное Cобрание парламентский старожил Галуст Саакян выразил весьма неоднозначную мысль, дескать, каждый следующий парламент лучше предыдущего. Скорей всего, уважаемый депутат имел в виду качество главного института демократии. Качество, которое, тем не менее, оставляет раз от разу, мягко говоря, желать лучшего. И большое или малое количество разработанных и принятых законопроектов тут абсолютно ни при чем. Дело в их содержании.

Интересно, парламент какого качества мог принять, скажем, закон об отчуждении собственности для нужд государства и общества, направленный фактически против рядовых граждан и обеспечивающий законное посягательство на частную собственность? Или повысить оклады высокопоставленных должностных чиновников на 40% (то же самое сделал парламент второго созыва)? Речь в данном случае шла, как читатель уже догадался, о НС прошлого, третьего созыва. Что же до свежака, то и здесь с уверенностью можно констатировать, что парламент четвертого созыва мало чем отличается от своих предшественников. За примерами далеко ходить не надо. Недавно депутаты одобрили инициативу посадить на государственное довольствие своих помощников, а буквально на днях приняли к рассмотрению законопроект о двукратном повышении окладов судей.

Сторонники повышения окладов зачастую приводят разнообразные, на их взгляд, убедительные доводы. Борьба с коррупцией — один из них. Однако сей аргумент теряет для наших парламентариев свою силу, когда дело касается уже другого, более социально направленного документа. Законопроекта о внесении изменений в закон о налоге на добавленную стоимость. В случае одобрения его действие ощутила бы вся наша общественность. Ведь речь в нем идет об отмене НДС на лекарства. Стало быть, принятие этих изменений должно было стимулировать снижение цен на медикаменты. Впрочем, по порядку.

<bukl>Месяц назад на очередной четырехдневке  народные избранники попросту не пустили в повестку заседания вышеупомянутый проект закона, 52 голосами высказавшись против. "За" проголосовали всего 15 депутатов – сам инициатор законопроекта, депутат от "Наследия" Армен Мартиросян, 5 его коллег по партии и несколько "заблудших" депутатов. В обосновании к проекту закона об отмене НДС на лекарственные препараты свое предложение автор объясняет рядом причин. В частности, тем, что с 2001 года, когда ввели НДС на лекарства, цены на них резко подскочили, что негативно отразилось на доступности лекарств для населения. Кроме того, депутат замечает, что проведенные после 2001 года исследования зафиксировали рост объемов не только лекарств, находящихся в теневом обороте, но и вовсе поддельных медикаментов.

Кто и когда именно проводил эти исследования, в обосновании не отмечается и, следовательно, судить о том, насколько достоверны эти утверждения, сложно. Так же, как, может быть, и неоднозначна целесообразность отмены НДС на лекарства. Однако дело-то до подобных "нюансов" не дошло. Заметьте: сей социальный документ не провалился во время первого чтения, его наши обремененные законодательной властью дяденьки даже обсуждать не стали, а сразу, дабы не терять время почем зря, забраковали прямо при утверждении повестки.

Отметим также, что законопроект не получил положительного заключения во время предшествующего четырехдневке обсуждения его на заседании постоянной комиссии по вопросам здравоохранения. А правительство относительного предлагаемого документа дало и вовсе отрицательное заключение.  

Между тем хотелось бы напомнить, что в 2001 году, когда вводился НДС на лекарства, авторы идеи мотивировали этот шаг именно необходимостью поддержки социально уязвимых слоев населения. Суть замысла была в том, что НДС от лекарств будет аккумулироваться на счету специального фонда  и за счет накопленных средств будут решаться конкретные социальные задачи. Спустя некоторое время правительство забыло о существовании этого фонда и об изначально продекларированной цели введения НДС на лекарства. С тех пор лекарства в Армении облагаются налогом на добавленную стоимость без более или менее внятного обоснования такой необходимости. 

Ответственные за сферу далеко не единожды говорили о неблагоприятной ситуации на лекарственном рынке. Еще 4 года назад замминистра здравоохранения Татул Акопян на заседании мониторинговой комиссии по борьбе с коррупцией отмечал, что если в плане физической доступности сложностей нет, ибо в республике зарегистрировано 4 тысячи (на тот момент. – А.Ч.) наименований лекарств, то в плане доступности очевидна необходимость сдерживания цен. Замминистра говорил о необходимости изменений в налоговом законодательстве, подчеркивая, что внедрение НДС на лекарства негативным образом сказалось на фармацевтическом рынке – это привело и к росту цен, и к росту теневого оборота. Говорилось на том заседании и о том, что "благодаря" введению НДС на медикаменты в продаже стали появляться лекарства, названия которых созвучны с наименованиями уже известных препаратов: типа "но-шпа" – "но-шбра". И таких  дешевых "двойников" из года в год становится все больше. Об урегулировании лекарственного рынка вообще говорится постоянно и очень много. На том заседании, кстати, было отмечено, что с некоторых пор этот вид бизнеса обрел у нас широкую популярность – по аптеке на каждые 2 тысячи человек. Разумеется, сейчас эта цифра претерпела изменения – в сторону роста.  

И все же, несмотря на периодически поднимаемые ответственными за сферу проблемы, ситуация, хотя бы по части НДС, пока неизменна. Более того, это отнюдь не помешало правительству дать отрицательное заключение по законопроекту. Правительству, которое дало положительное заключение по другому законопроекту "наследников" — о введении института платных помощников депутатов. Последние, конечно же, на ура восприняли законопроект, позволяющий им сохранить содержимое своих кошельков и свалить на госбюджет финансирование своих помощников и помощниц. В большинстве своем ничего не делающие парламентарии выразили готовность назначить своим помощникам 100-тысячную зарплату плюс статус госслужащего, а вот хотя бы обсудить целесообразность отмены НДС на лекарства, помочь народу его избранники сочли излишним. Ну а то, что 20%-ный НДС лег непосильной тяжестью на плечи многих наших сограждан, обрекая их недужить постоянно из-за недоступности лекарств, — уже народная лирика, не интересующая народных слуг.