В ноябре прошлого года парламентарии, проявив завидное единодушие (что, впрочем, неудивительно), приняли закон, предоставляющий им возможность залезть в государственный карман. Пакет законодательных изменений, инициированных депутатами от партии "Наследие" Анаит Бахшян и Арменом Мартиросяном, о введении института платных помощников депутатов был воспринят на ура практически всем депкорпусом, за исключением Тиграна Торосяна, который проголосовал против. Внесенные в Регламент НС изменения, согласно которым народным избранникам полагаются два помощника — один оплачиваемый, другой — на общественных началах, вошли в силу с 1 января текущего года.
Тут, пожалуй, следует напомнить, что помощники у народных избранников были всегда. Но зарплату для них ни закон, ни госказна не предусматривали. Помощники эти значились по Регламенту НС на общественной работе, подразумевающей исключительно альтруистический труд. В то, что их труд не вознаграждался, поверит разве что наивный. Что, к примеру, Аршак Садоян, Виген Хачатрян и др., не будучи избранными в парламент, подвизались в помощниках не корысти ради, а токмо волею своей альтруистической натуры. Конечно же, своим помощникам депутаты платили. Но платили из собственного кармана. И могли они разве упустить возможность посадить своих помощников на государственное довольствие? Вопрос в нашем случае, согласитесь, риторический.
Это только работающие в поте лица заграничные "лохи" могут в целях экономии госсредств отказаться, к примеру, от служебного транспорта и пересесть на велосипеды или просто передвигаться на своих двоих. Но наш-то слуга народа не лох, он — хозяин жизни. А хозяин, как известно, барин. Пожелал себе платного помощника – пожалуйте-с. И ничего, что помощники для 131 депутата обойдутся госказне в 200 млн драмов, — в далеко не лишних 200 млн драмов в условиях вызовов, брошенных бюджету мировым финансово-экономическим кризисом.
Отметим, что еще во время обсуждения законопроекта его инициаторы признали, что в парламенте на самом деле трудятся на законотворческой ниве не более двух десятков народных избранников. А чтобы хоть как-то объяснить свою прихоть, присутствующая тогда на обсуждении горстка депутатов выразила слабую надежду, что с принятием законопроекта у неработающих депутатов появятся работающие помощники, которые хотя бы будут отвечать на письма избирателей. И при этом будут получать нехилую зарплату в 100 тысяч драмов за работу, именуемую в народе "не бей лежачего"?
Как объясняла тогда корр. "ГА" сама Анаит Бахшян, платные помощники им (депутатам от "Наследия") необходимы как воздух, работы невпроворот, до многого руки просто не доходят, да и вообще институт платного помощника повысит эффективность деятельности парламентариев. На вопрос, не боится ли уважаемый депутат, что эффективности в работе парламента от платных помощников вряд ли прибавится, а в итоге деньги рядовых налогоплательщиков будут пущены на ветер, г-жа Бахшян ответила, что она все-таки надеется на лучшее, ну а если депутаты вкупе со своими помощниками будут продолжать бить баклуши, то они инициируют другой законопроект, лишающий депутатов-бездельников платных помощников. Как, каким образом, г-жа Бахшян объяснить внятно не смогла.
Похоже, момент для инициирования "другого" законопроекта если и не наступил, то он не за горами (хотя, по нашему убеждению, этот момент наступил буквально на следующий день после принятия закона о платных помощниках). В НС поговаривают, что многие депутаты в качестве платных помощников оформляют своих родственников, а полагающиеся им 100 тысяч прикарманивают. Согласитесь, надеяться на лучшее, что делала автор законопроекта Анаит Бахшян, будучи не понаслышке, а, как говорится, изнутри знакомой с нравами парламентариев, мягко говоря, наивно. И вообще создается впечатление, что инициирован документ о платных помощниках был скорее для того, чтобы потом иметь лишний повод сесть на любимого конька — повыступать. И, кстати, это выступление не заставило себя долго ждать. На днях в одной из газет г-жа Бахшян ничтоже сумняшеся заявила, что во время представления законопроекта о платных помощниках у нее, дескать, не было опасений на предмет распыления государственных средств. "Я и подумать не могла, у меня не было до такой степени воображения, как можно растрачивать госбюджетные деньги, — причитала народная избранница. – Я очень озабочена, но ничего поделать не могу"…
Даже если опустим то, что г-жа Бахшян еще в ноябре планировала в случае безделья депутатов и их помощников инициировать "другой" законопроект, то подумать и вообразить, чем на самом деле может обернуться институт платных помощников, она, несомненно, могла. Ведь она сама отлично знакома с ситуацией с номинально значащимися, но фактически не работающими депутатами, которых в НС подавляющее большинство. А для того чтобы немного подумать и вообразить, ей достаточно было обратить внимание на весьма красноречивый факт: законопроект о введении института платных помощников для них же, депутатов, обсуждался в почти пустом зале.
Слуги народа обходятся своим хозяевам все дороже. Но, к сожалению, качества от этого в работе народных избранников не прибавляется, у некоторых из них только дешевого популизма становится больше — хотя не такой уж он и дешевый, если обходится казне в 200 млн драмов. Денег, далеко не лишних, которые могли быть направлены на социальные нужды. Кстати, за счет средств, которые начиная с 1 января выделяются на содержание бесполезных помощников, можно ежегодно обеспечивать квартирами более четырех десятков сирот — выпускников детских домов. На такое количество квартир рассчитаны выделяемые ежегодно госбюджетом 235 млн драмов.