Радикальное решение в середине учебного года
Большинство из 11 частных вузов, лишенных лицензий на образовательную деятельность по итогам заседания 26 февраля Комиссии по лицензированию на осуществление образовательных программ Министерства образования и науки, имеют более чем десятилетнюю историю. За это время они дважды получили от Минобра лицензии – в 90-х годах прошлого века и в нынешнем столетии.
Дважды Служба лицензирования и аккредитации Минобра, несмотря на несоответствие условиям лицензирования, к примеру, на не заверенную в нотариальном порядке и не зарегистрированную в территориальном подразделении Госкомкадастра недвижимости занимаемую вузом площадь, выдавала этим образовательным учреждениям лицензии. У комиссии накопилось множество претензий к этим вузам (см. "ГА" от 28.02.09), однако не меньше претензий и вопросов, кстати, проигнорированных комиссией, было у представителей этих вузов. Вообще складывается впечатление, что стороны друг друга стоят. Впрочем, судите сами.
До 20 марта оставшейся без вузов тысяче студентов нужно выбрать другой частный вуз, в котором они хотели бы продолжить свое обучение. Специально для них на сайте Минобра размещен список вузов, куда эти студенты могут обратиться. Более того, распоряжением министра образования в новом вузе пришлые студенты смогут обучаться по расценкам своего бывшего вуза, если цена за обучение там была ниже. Но… Остается непонятным вопрос: зачем Минобру нужно было столь радикальное решение принимать именно в середине учебного года, прерывать учебный процесс, трепать нервы студентам и заставлять их бегать по университетам, чтобы не ошибиться в выборе?
Избирательный приговор
Комиссия посчитала, что дела в данном частном вузе столь плохи, что необходимо немедленно "приговорить" вуз к высшей мере наказания – отозвать лицензию? Флаг ей в руки. Но только будьте добры обсуждать и принимать решения не за закрытыми дверями, как это было сделано, а в открытую. Во-первых, для того, чтобы не возникало сомнений по поводу объективности и непредвзятости комиссии.
Например, для автора этих строк, присутствовавшего на открытой части заседания комиссии, осталось загадкой, почему университету им. Л.Орбели оставили лицензию, а у других отобрали. Может, прикрыть надо было всех?! Да, представитель университета Мартин Зилфугарян заверил комиссию, что почти все недостатки устранены (о чем, впрочем, говорили на заседании почти все вызванные на ковер частники). Один из недостатков – отсутствие соответствующих преподавательских кадров по дизайнерской специальности – ректорат университета "устранил", переориентировав будущих дизайнеров, студентов третьего курса, в… филологов. Теперь несостоявшиеся дизайнеры изучают армянский язык и литературу. Если подобное поведение считается устранением недостатков, тогда незачем потом удивляться неконкурентоспособности выпускаемых пачками на рынок труда молодых "специалистов".
Во-вторых, принимать решения в открытую следовало для того, чтобы не создавать почвы для демагогии и спекуляций, чем сегодня заняты ректоры некоторых закрытых вузов, заявляющие, что не получали никакого уведомления о результатах прошедших в середине прошлого года проверок. При этом начальник Службы лицензирования и аккредитации Минобра М.Макичян утверждает обратное. Кому верить? Хотя, даже если предположить, что никаких бумаг из Минобра в вузы за это время не поступало, неужели самих ректоров не интересовало, что выявили пришедшие с проверкой инспекторы? А на днях ректор лишенного лицензии университета "Вильям Сароян" А.Арутюнян заявил, что их "поставили перед фактом" и о том, что комиссия собирается обсуждать возможность лишения вузов лицензии, они "узнали в день заседания". Можно, конечно, допустить, что из Минобра их известили в самый последний момент, но о намеченном на 26 февраля заседании, а также о его повестке, к примеру, СМИ узнали заранее из вывешенного 18 февраля на сайте Минобра объявления…
"Добро", орудие и графический дизайн
Отметим, что по закону перевод из одного вуза в другой первокурсникам и студентам последнего курса запрещается. Между тем сегодня в Минобре в связи с закрытием 11 вузов, видимо, готовы закрыть глаза на требование закона, ибо руководство некоторых вузов, в частности ереванского Института культуры, университета им. М. Маштоца, заверило корр. "ГА", что готово принять студентов, в том числе четвертых курсов, и дать им руководителя дипломной работы. Согласитесь, вряд ли ректораты частных вузов пошли бы на столь явное нарушение, не будь у них "добро" от Минобра.
Кстати, проректор университета им. М.Маштоца Ж.Григорян сообщила, что к ним приходили студенты из закрытого института "Рослин", знакомились с лабораториями, учебными программами, требовали показать работы студентов – будущих дизайнеров, чем вывели из себя проректора, и… остались недовольны. Ж.Григорян отметила, что вообще студенты закрытых вузов стали орудием в руках ректоратов своих вузов. Однако в то же время рослиновцы сообщили "ГА", что в университете им. М.Маштоца крайне удивились специализации "графический дизайн" и отождествили его с графикой, что, по их словам, далеко не одно и то же.
Вернуть, откуда сбежали
В первых числах марта 8 студентов 3-го курса института "Рослин", где существует только факультет дизайна, направили письмо министру образования Спартаку Сейраняну с просьбой разобраться в ситуации, помочь им, чтобы принятое комиссией решение действительно исходило из интересов студентов.
Как рассказали пришедшие в редакцию "ГА" студенты, дело в том, что все 8 подписавшихся под письмом студентов в начале 2008-2009 учебного года перевелись в "Рослин" из другого частного вуза – Национальной академии изящных искусств. Проучившись два года в последней, студенты были недовольны буквально всем: санитарно-гигиеническими условиями, материально-технической базой. Они поведали, что в академии студенты 2-4 курсов занимались вместе, а из-за недостатка помещений занятия проходили в коридоре. Теперь же они фактически вынуждены вернуться в академию, откуда сбежали, потому что отделение "графический дизайн" имеется только в двух частных вузах – в "Рослине" и Академии изящных искусств. Студенты также сообщили, что очень довольны уровнем преподавания в "Рослине", ибо, в отличие от академии, где преподавание основано на семейном подряде, в "Рослине" их обучают такие мастера, как художник Арко Багдасарян, председатель Союза дизайнеров Армении Ашот Багдасарян, директор Музея народного искусства Саро Саруханян.
ВЫДЕРЖКА С ЗАСЕДАНИЯ КОМИССИИ: институт "Рослин" осуществляет образовательную деятельность только по специальности "дизайн", на что в 2001 году получил бессрочную лицензию. Институт и преподаваемая здесь специальность аккредитованы. На момент проверки в институте учились 68 студентов. Из 14 преподавателей 6, т.е. 42%, значились в штате. Нарушен порядок лицензирования (п.13, пп.3), согласно которому в штате должны числиться минимум 50% преподавателей вуза, столько же членов профессорско-преподавательского состава должны иметь ученую степень. Кстати, ученую степень и/или звание имели четверо. В преподавательский состав не были включены специалисты русского языка, физкультуры, экологии и основ гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций. Эти же предметы не вошли в учебные планы института, чем нарушены соответствующие решения правительства. Часть учебных программ была представлена в виде тематических планов, не было указано количество часов, а в некоторых программах количество часов не соответствовало учебным планам. Например, для графики вместо 480 часов отведено 952 часа. Отсутствовали программы прохождения практики. Институт в установленном порядке был проинформирован о результатах проверки, однако по положению на 26 февраля не предоставил обосновывающих документов.
В свою очередь декан дизайнерского ф-та Рузанна Арутюнян сообщила комиссии, что все четыре дисциплины уже включены в учебный план, по ним составлены учебные программы и тематические планы и со второго семестра студенты института проходят и эти предметы. Она объяснила, что последние не были включены в прежний учебный план из-за особенности дизайнерской специальности. Часы, отведенные специальным дизайнерским дисциплинам, столь многочисленны, студенты столь перегружены ими, что администрация не укладывалась в рамки отведенных в неделю часов. Кроме того, преподавательский штат дополнен еще одним специалистом по линии искусствоведения. Иными словами, теперь в институте работают 14 преподавателей, из которых 7 зачислены в штат, причем 4 из этих 7 имеют ученую степень.
"Широчайший" выбор
На днях на сайте Минобра был вывешен список частных вузов, где могут продолжить обучение студенты закрытых вузов.
Специальности "дизайн" обучают в 5 частных вузах. 2 из них по данной специальности не аккредитованы, посему не будем их брать в расчет вовсе. Остаются Академия изящных искусств, откуда студенты сбежали (да и не факт, что в случае проверки его не прикроют), ереванский университет им. М.Маштоца, где специализация "графический дизайн" то ли есть, то ли нет, и ереванский Институт культуры, в котором обучают специальности "дизайн" и, по заверению представителя администрации, графическому дизайну тоже. Но даже если в Институте культуры не путают ни с чем графический дизайн, вряд ли этот вуз может принять новых студентов – ему бы со своими уместиться. Дело в том, что это — один из двух пощаженных комиссией частных вузов, а одной из претензий комиссии к Институту культуры было то, что сей вуз обладает площадью, в три раза меньше необходимой для обучающихся там 121 студента. Квадратуры у вуза не прибавилось, но его пощадили, а сейчас есть вероятность, что он прибавит в количестве студентов…