Логотип

ПЛАТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ТУПИКЕ

Работать, чтобы учиться, или учиться, чтобы работать?

Проблема платного обучения в условиях кризиса была озвучена в Национальном Собрании во время правительственного часа, в ходе которого правительство пообещало разработать механизмы поддержки студентов-платников. Между тем в конце марта министр образования Спартак Сейранян направил ректоратам государственных вузов Армении письмо с предложением продлить срок выплаты за обучение на месяц – до 15 апреля. Сделано это было, как отметила пресс-служба министерства, из-за поступивших в Минобр  многочисленных писем, звонков от студентов и их родителей.

Конечно, пролонгация обязательства взноса за обучение, может, и является решением, но слишком уж оно временное – в прямом и переносном смысле – и претендовать на звание полноценного разрешения проблемы не может. Ведь кризис завтра не закончится, а, по самым оптимистичным прогнозам, продлится еще 3-4 года. Следовательно, здесь необходимо найти какие-то иные, более действенные механизмы, если мы не хотим выгнать тысячи студентов на улицу, а вузы лишить серьезной финансовой подпитки.

По некоторым оценкам, кризис затронул до 30% студентов в основном из малообеспеченных семей. Плата за обучение в нынешнем полугодии погашена в первой декаде апреля на 70-80%. Проблема в том, что зачастую необходимые суммы студентам присылают их родственники, работающие за пределами Армении, и в настоящее время она (проблема) усугубляется мировым кризисом. По данным ЦБ РА, за первые два месяца текущего года из России через банковскую систему  Армении на имя физических лиц поступило 87,8 млн долларов некоммерческого характера, что на 32% меньше уровня января-февраля 2008 года. Иными словами, из России, где пребывает подавляющее большинство наших трудовых мигрантов, трансферты сократились на треть. И многим из тех, кто пока учится на платных отделениях, нечем стало платить за учебу.

К сожалению, у нас как не было, так до сих пор и нет программы льготного кредитования студентов – под малый процент, на длительный (10 и более лет) срок без залога и поручительства – наподобие действовавшей в России программы "Кредо". Из одиннадцати банков, названия которых на слуху у всех наших сограждан, так называемые образовательные кредиты выдают лишь два – "Ардшининвестбанк" и "АCBА-Кредит Агриколь Банк". Но… Под поручительство (в первом случае от обслуживающегося в банке физического или юридического лица, во втором – работающего члена семьи) и, главное, на срок от трех до шести месяцев и под 24% годовых! Не совсем понятно, почему  обычное ростовщичество громко называется образовательным кредитом.

Что же делают вузы, каким образом собираются протянуть руку помощи студентам-платникам? Ведь если раньше студенты старались работать по своей будущей профессии, то в нынешних условиях уже многие студенты готовы браться за любую работу, чтобы попытаться не выпасть из образовательной среды. Однако, как выяснилось, руководство вузов такие способы заработка не приветствует, ибо считает, что это негативно отразится на качестве знаний. Не согласиться с этим доводом, в принципе, трудно. Однако выхода из сложившейся ситуации взамен не предлагается. Разве что обещание не повышать плату за обучение.

Впрочем, и здесь все не стопроцентно. Как сообщил пресс-секретарь Ереванского государственного университета Карен Григорян, повышения платы за обучение пока не планируется, однако говорить об этом рано, поскольку вопрос будет обсуждаться летом. (Отметим, что плата в ЕГУ в зависимости от факультета составляет от 210 до 700 тысяч драмов.) По его словам, в ЕГУ сегодня на платной основе учатся 11640 студентов и проблем со взносом платы за обучение нет. Что же касается индивидуального графика учебы, то таковой предоставляется по решению ректората лишь в исключительных случаях особо талантливым студентам, ибо кредитно-рейтинговая система образования, может, теоретически это и позволяет, но на практике реализовать это невозможно. "Если студент учится на факультете физики и при этом работает, скажем, курьером, ничего хорошего в этом нет. Если совмещать учебу с работой, причем не самой квалифицированной, это обязательно отразится на успеваемости, — отметил К.Григорян. – Есть студенты, которые  сами просчитывают, какие занятия можно пропустить, а на каких обязательно присутствовать, чтобы набрать по данной дисциплине кредит, но вряд ли в таком случае можно говорить о высоком качестве полученного образования".

Два второкурсника-менеджера, подрабатывающих промоутерами (раздача буклетов одного из общепитовских заведений на ереванских улицах), рассказали, что за несколько часов работы в день они получают 1000 драмов: "Работа неинтересная, зато несложная. Да и ненормированный рабочий день не мешает учиться. Другой работы нам, еще не получившим диплом, сейчас не найти. А эти 1000 драмов – хоть какая-то поддержка в семейный бюджет".

А вот будущей журналистке Софье А. повезло. Третьекурсница устроилась на один из отечественных телеканалов. Треть лекций приходится пропускать, но о пропусках девушка не жалеет: "Вот если бы в университете были сверхинтересные занятия, тогда другое дело. А так я не только неплохо зарабатываю, но и набираюсь практических знаний и опыта, которых вуз дать не состоянии".

Второкурсница Марина В., будущий специалист по пищевым технологиям, боится, что ей придется перевестись с дневного отделения на заочное – труднее стало платить за учебу. А на заочном отделении плата почти вдвое ниже. С началом кризиса продажи в небольшом магазинчике ее родителей упали вдвое и положительных тенденций пока не предвидится…

По словам ректора университета "Гладзор" Жоры Джангиряна, уже третий год подряд определенный процент студентов становится неплатежеспособным. В этом году этот показатель не претерпел особых изменений и пересматривать плату за обучение, которая составляет 290 тысяч драмов в год, в университете не будут. Ректор уверен, что студент должен иметь право не только на учебу, но и на работу. Другое дело, что кредитная система не позволяет такого совмещения. "В законе о высшем и поствузовском образовании предполагается предоставление студенту индивидуального графика, однако нет подзаконных актов, определяющих порядок реализации этой нормы. Посему нельзя оставлять вуз и студента один на один с проблемой. Ее должен решать не вуз, порядок необходимо разработать правительству", — подчеркнул ректор "Гладзора".

А вот ректор Лингвистического университета им.В.Брюсова Сурен Золян считает, что самая главная задача вуза — обеспечить качество обучения. Социальные вопросы тоже очень важны, но они должны решаться Министерством соцобеспечения. 10% суммы, полученной от выплат за обучение, идут на помощь социально необеспеченным студентам. "Я считаю, что средства распыляются. Ведь 10%  — это достаточно большая сумма, которая могла бы действительно решить проблему, в частности, можно аккумулировать средства для кредитования студентов", — отметил С.Золян.

Существует норма, согласно которой, если двое детей учатся на платных отделениях государственных вузов, одному из них предоставляется 50-процентная скидка. Однако ректор ЕГЛУ уверен, что скидка не должна предоставляться, если родители богаты. Но в то же время сам вуз не в состоянии определить степень благосостояния студента. "Вся система нелогична. Родители платят, а мы распределяем 10% на социалку, тогда как для вуза главное – академическая успеваемость", — подчеркнул С.Золян. Что же касается актуализировавшегося на фоне кризиса индивидуального графика обучения, ректор ЕГЛУ отметил, что проблему  эту пока решить не могут, поскольку кредиты зачисляются за работы, которые требуют обязательного посещения занятий. И вообще вуз с большой неохотой предоставляет студенту индивидуальный график. Только если студент работает в сельской школе или устроился по специальности – переводчиком. "Иначе получится заочная система обучения, которую мы не приветствуем. И вообще, если есть финансовая проблема, считаю, что лучше пусть человек подзаработает, а потом учится", — заявил С.Золян, добавив, что только в этом случае можно получить качественные знания. Кстати, ректор ЕГЛУ отметил, что, несмотря на колебания курса валюты, повышение тарифов на коммунальные услуги, плата за обучение повышена не будет, она останется на прежнем уровне в 400 тысяч драмов.