Логотип

КОМПОСТЕР ДЛЯ ПОЛУФАБРИКАТА

Армянские парламентарии в своих словах и поступках не раз демонстрировали убожество творческой, законотворческой, да и мысли вообще. Однако почему-то принято считать, что качество каждого следующего парламента раз от раза имеет тенденцию к улучшению. И большое или малое количество разработанных и принятых законопроектов тут абсолютно ни при чем. Дело же в их содержании! Отечественный парламент отнюдь не сегодня перестал быть поприщем, где политические силы разворачивают дискуссии, цивилизованно спорят, отстаивая собственные точки зрения. Наш главный институт демократии давно уже ассоциируется с местом, где наделенные законодательной властью дядьки  пробивают свои личные интересы…

Парламент, скажите, какого качества мог принять, например, закон об отчуждении собственности для нужд государства и общества, направленный фактически против рядовых граждан и обеспечивающий законное посягательство на частную собственность? Это потом уже, в апреле 2006-го, постановлением Конституционного суда был признан антиконституционным ряд статей Земельного кодекса и 218 статья Гражданского кодекса, а также соответствующее решение правительства. Это потом уже — после вмешательства тогда еще премьер-министра Сержа Саргсяна — проблема практически оставшихся на улице людей (ибо за называемые компенсацией гроши они не могли приобрести жилье) была решена.

Или, к примеру, о каком качестве парламента свидетельствует дважды представленный и принятый в двух чтениях законопроект о депутатских пенсиях, превосходящих более чем в 10 раз принятые по стране пенсии простых смертных, рядовых налогоплательщиков?! Благо одумались – до окончательного чтения дело не дошло.  

Впрочем, речь даже не об асоциальных нормативных актах, принятых нашими парламентариями. Речь о любительском уровне многих законопроектов, получивших путевку в нашу с вами жизнь с одобрения депутатов.

За примерами далеко ходить не нужно. Чего только стоят попортившие немало крови у верующих наших сограждан пресловутые законы о социальных картах и персональных данных, одобренные Национальным Собранием в 2004-м. Даже принятые после долгих баталий с общественностью оба эти закона изобиловали неточными формулировками и пунктами, допускающими разночтения. И, как все-таки выяснилось позднее, некоторые пункты этих законов противоречили почти десятку статей Основного Закона нашей страны (соответствующее решение было принято Конституционным судом РА), не говоря уж о ратифицированных Арменией Международном соглашении о гражданских и политических правах и Европейской конвенции по правам человека.

Пожалуй, ярким свидетельством истинного состояния сферы образования являются принятые к закону об образовании поправки, количество которых составляет почти два десятка. Но даже это не спасает от киксов. Так, после нескольких доработок под занавес 2004-го был принят законопроект о высшем и поствузовском образовании, предусматривающий, в частности, принцип конкурсного образования. Система ротации охватывала всех студентов – и бюджетников, и платников. Однако закон никак не оговаривал вопрос участия в ротационном процессе студентов, занимающих платные места по категории "без права отсрочки". Пока дело не дошло до практического применения принципа конкурсного образования, никто – ни законодатели, ни исполнители – не заметил противоречия данного пункта закона с другим правовым документом – законом об образовании, в котором было прописано, что на студентов-платников, занимающих места без права отсрочки, какие-либо поблажки не распространяются. Упущение доработали, изрядно, однако, потрепав нервы студентам…

Пытаясь оздоровить ситуацию на рынке хлеба, депутаты прошлым летом одобрили инициированные правительством изменения и дополнения в закон о торговле и услугах, которыми, в частности, обязали продавцов указывать на этикетке не только цену, но и вес хлеба. Даже о поправках в Кодекс об административных правонарушениях не забыли, "повесив" штраф за несоблюдение данного требования в размере 10-20 тысяч драмов. А вот указать, когда это законодательное нововведение войдет в силу, запамятовали…

К числу законодательных полуфабрикатов, безусловно, относится и закон о декларировании имущества и доходов физических лиц, прежнего образца. Сей правовой документ изначально был лишен всякой силы, ибо меры, предусмотренные в случае его нарушения, даже штрафными санкциями трудно назвать. Ну разве можно считать 50 тысяч драмов серьезным штрафом за сокрытие от государства, скажем, информации о многомиллионном (разумеется, в долларовом эквиваленте) имуществе или доходах? Конечно же, нет. А ведь именно такое штрафное наказание предусматривалось законом за непредоставление соответствующей информации в декларациях или указание ложных сведений. И такой, мягко говоря, несовершенный, недоработанный и бессильный закон в свое время спокойно был принят парламентом. Лишь недавно ошибку эту попытались исправить, внеся очередные изменения в закон и Кодекс об административных правонарушениях. Теперь уклонение от декларирования дохода наказывается наложением штрафа в размере 10% от незадекларированной суммы. В случае же, если в представленной декларации скрыт или занижен размер полученного дохода, на гражданина, подавшего данную декларацию, налагается штраф в размере 10% от незаявленной части дохода. 

Еще одним примером ошибочного, безграмотного подхода к законотворческой деятельности может служить, пожалуй,  закон о платных помощниках депутатов. Зная заранее, что институт платных помощников не только не повысит эффективности работы народных избранников (потому что нельзя повышать эффективность того, чего нет), но и вовсе станет причиной распыления и без того скудных госсредств, инициировавшая сей законопроект парочка депутатов спокойно заявила, дескать, при необходимости ничего не стоит "сработать" другой законопроект, лишающий депутатов-бездельников платных помощников. Как, каким образом? — авторы объяснить внятно не смогли. Зато, видимо, воодушевившись чуть ли не единогласным одобрением депкорпусом своего детища, запустили в обращение другой свой прожект – теперь им нужны еще и эксперты…

Словом, подобных примеров предостаточно, перечислять все не хватит газетной площади. И что же мы имеем в итоге? Наспех зачатые, если не мертворожденные, то хилые, дышащие на ладан правовые документы.

Да, конечно, в структуре НС существует юридическое управление, обязанное проводить экспертизу законопроектов на предмет соответствия последних с другими, уже существующими нормативными актами, но законотворческая практика свидетельствует, что деятельность этой инстанции никак не служит фильтром для любительщины и заслоном для правого обоснования групповых интересов. Приведенные детали из парламентских будней и недавний громкий скандал вокруг статей 225 и 300 Уголовного кодекса РА — это лишь верхушка айсберга…

Потоку правового невежества, безбожному числу латок, поправок, изменений, дополнений в законах РА, за которыми ни специалисты, ни пользователи уследить не в состоянии, следует положить конец. Законы регулируют жизнедеятельность государства в целом и каждого из нас в частности, и они обязаны разрабатываться профессионалами и на профессиональной основе. Необходим специальный институт государства и права, единственным назначением которого будет создание законов для Армении. Тогда мы получим правовое поле, которое люди не будут попросту игнорировать, предавая забвению и взращивая культуру неуважения к любому правовому документу. По этим законам просто можно будет жить и работать десятки лет.