8 июля Министерство образования и науки посредством своего официального сайта распространило объявление о стипендиальных программах кипрских вузов для армянских студентов. Условия программ и для краткосрочного, и для долгосрочного обучения были очень привлекательны – все расходы на себя брала приглашающая сторона. Тем более если учесть, что большинство действительно достойных обучения за рубежом студентов не могут себе этого позволить из-за дороговизны (по нашим меркам) обучения. Однако на поверку оказалось, что на две из шести краткосрочных программ, рассчитанных, правда, не на студентов, еще можно успеть, а вот с долгосрочными полный крах. Срок подачи заявок для армянских студентов закончился… 30 мая. Как это понимать? Это, что, стиль работы соответствующего управления в частности или Минобра в целом?
Конечно, к этому можно было бы отнестись с юмором, а то и вовсе проигнорировать. Но дело в том, что подобное случается не впервые. Впрочем, справедливости ради следует отметить, что приведенный случай, пожалуй, беспрецедентный. Анонсировать, так сказать, постфактум… Однако отметим, что до такой жизни Минобр докатился отнюдь не сегодня. Это излюбленная метода работы минобровцев, опробованная куда ранее. Соответствующее подразделение Минобра неплохо преуспевает, судя по нашим наблюдениям, по части несвоевременного информирования общественности о "выгодных" стипендиальных программах. О тех программах, где требуется минимум или же вовсе не требуется финансовых вложений со стороны бенефициария.
Так было, к примеру, со стипендиальной программой ЮНЕСКО. Сообщение на сайте о конкурсе датировано 28 ноября, последний срок подачи заявок – 5 декабря. Информация об открытом конкурсе на стипендию Чивнинга стала доступна лишь за 10 дней до последнего срока подачи заявок. Так же обстояло дело со стипендиальными программами Вышеградского международного фонда, впервые объявившего конкурс и для студентов из Армении. Это при том, что эти конкурсы объявляются более чем за полтора месяца до конечного срока. Ведь для участия в них студенту необходимо собрать и послать (причем не только по электронной почте) кучу документов, сдать экзамены на знание, скажем, английского языка по международной системе TOEFL, IELTS, результаты которого становятся известны лишь через 2 недели. Конечно, результаты экзамена действительны в течение 2 лет, а посему сдать экзамен можно заранее. И тем не менее вся эта подготовительная операция сопряжена с немалыми для нашего студента расходами и требует столько же времени.
Кроме того, наши студенты, для большинства из которых стипендии на заграничное обучение вновь, явно нуждаются в некой консультативной структуре, которая помогла бы им сориентироваться среди предложений европейского образовательного пространства, узнать особенности и "подводные камни" зарубежного обучения. Чтобы вопросы "как поступить на бакалавриат, в магистратуру, получить студенческую визу, подать документы на стипендию, возможность работы во время учебы" и прочее не казались нерешаемыми.
Курс на интеграцию в международную образовательную среду взят нашей страной уже давно. И одним из важных в этом плане документов, подписанных Арменией в последние годы, стала Болонская декларация, направленная на взаимную "узнаваемость", мобильность студентов, на максимально широкую адаптацию к современным условиям. Иными словами, это документ, открывающий перед армянскими абитуриентами, студентами и молодыми специалистами двери как европейских вузов, так и европейского рынка труда. Однако проблема в том, что, дальше декларативных заявлений о похвальности стремления армянских студентов постигать азы науки в зарубежных вузах дело не пошло. Государство в лице Минобра не озаботилось созданием у нас образовательного консалтингового органа, позволяющего восполнить информационный вакуум, избежать рисков при поступлении в зарубежный вуз (ведь отказать в зачислении могут из-за довольно формальных причин, — например, неправильно заполненной формы или представленной характеристики) и др.. Более того, сам же Минобр и вставляет палки в колеса студентам своей информационной политикой.
Как понимать то, что Минобр публикует информацию о стипендиальной программе, когда уже давно истек или на исходе срок подачи заявок? Пожалуй, можно с уверенностью утверждать, что по этой "выгодной" программе минобровцы продвинули своих кандидатов. Информацию же для отчетности разместили, но разместили с опозданием, чтобы по возможности уменьшить конкурс, в котором их протеже оказались бы неконкурентоспособны…
Стипендии для студентов Армении на обучение в европейских вузах — относительно новое явление. Нашу страну недавно стали включать в такие образовательные проекты благодаря Болонской декларации и программе "Восточное партнерство". И судя по всему, их количество постепенно будет нарастать — в частности, уже в этом году ожидается участие армянских студентов в великолепной программе Совета Европы на стипендию Эразмуса Мундуса. Но если Минобр в плане информирования общественности не изменит свою политику протекционизма и не перестанет делить студентов на своих и несвоих, то и этой программой сможет воспользоваться исключительно блатная, вовремя информированная молодежь.